Традиционные верования манси и ханты
Верующие - формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов - покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.
Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, предшествующего утверждению мировых религий.
Вера обских угров в духов - покровителей, духов природы и воды возникла в глубокой древности в повседневной борьбе за выживание, в целях самосохранения. Можно утверждать, что В. манси возникли на базе погребального обряда, почитания памяти умершего близкого человека. В проведении погребального обряда (он является первой стадией религии манси) ведущими исполнителями до сих пор признаются женщины, в основном пожилые.
Вторая стадия религии - Хара кан: он сооружается в память об утонувших в воде, погибших в лесу или на войне, то есть не преданных земле. В проведении обряда принимают участие как мужчины, так и женщины. Хара кан делают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться в основном женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.
Третья стадия религии манси - Пурлахтын кан (иногда просто кан), обряд, который проводится только при участии мужчин: молятся выдающимся духам - предкам мужского или женского пола. Обряд установился, вероятно, при патриархате. Женщины остаются дома. В такие дни нельзя посещать кладбище.
Четвертая стадия религии - Тoрум кан (буквально - место Бога).
Предполагается, что здесь существует проход в небесный рай. Собираются мужчины раз в году, во время весеннего полноводья, молятся, чтобы летом был хороший улов рыбы и устраивают соревнование на двух лодках. Самое главное в этом молебне - соорудить Тoрум йив - "Божье дерево". Оно состоит из семи обрезков деревьев разной породы (в фундаменте на корню оставляется пень кедра: дерева Калтась - праматери).
Объектом религиозных обрядов манси являются духи - покровители.
Это души умерших выдающихся предков, одухотворенные потомками. У манси для наименования своих покровителей есть несколько терминов-табу, возникших в разные эпохи, например: уламанув - "наши вещи" - символы овеществленных духов-покровителей, хранимые в святом месте дома или в специальных постройках; акиянув, aкванув - "наши деды, бабушки"; нaянув, oтыранув - "наши героини, богатыри"; термин отыр восходит к татарскому заимствованию odur - "богатырь", най - "женщина"; пупганув, тoрманув - "наши духи - покровители, боги иконы".
Последний термин у манси возник после установившихся контактов с русским православным населением. Еще при жизни нaй oтыры сделали что-то значительное для своего народа, и поэтому после смерти их души не погибают, а продолжают жить и оказывать помощь людям, если они хранят память о предках: поклоняются им, символически угощают, устраивая обрядовые угощения после удачной охоты, рыбной ловли. Они обращаются к ним за помощью во время голода, болезни и т.д., обещая вознаградить духа - покровителя при первой же возможности.
Приносили духам - покровителям и кровавые жертвы, например Oтыру - коня, Нер oйке - белого оленя, Торуму - лося. По преданиям, одни нaй oтыры считаются древними, другие - более поздними или пришедшими из других краев. Одни духи - покровители были одинокими, молодыми и даже детьми, другие - семейными, у них были дети. Некоторые из этих детей впоследствии тоже признаны бессмертными.
Судя по преданиям и героическим песням сыгвинских манси, было шесть нaй oтыров (пять мужчин и их сестра), положивших основу жизни на территории Сосьвы, Сыгвы (Сакв-я), Оби (около устья Сосьвы) и Пелыма.
Популярные материалы:
Семейное положение
Семейное положение населения определяется путем подсчета числа людей, которые входят в категории одиноких, состоящих в браке, вдов и вдовцов, разведенных. Данные о семейном положении тесно связаны со способностью к воспроизведению потомст ...
Расселение и особенности культуры башкирского народа на Урале
Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры также живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае. Говорят на башкирском, русском и татарском языке. Пермские и свердловск ...
Топономика Калининградской области
Города и районы
По количеству городов наша область занимает в России восьмое место, уступая только таким крупным по размерам и численности населения регионам России, как, например, Московская, Ленинградская области или Краснодарский край ...