Значение присоединения Башкортостана к России
Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел борьбу против своих властей – татарских ханов и ногайских мурз. Западные башкиры не поддержали Казанское ханство во время решительного наступления на него русских войск, ибо в лице хана они видели поработителя и угнетателя. По той же причине основная масса южных и юго-восточных башкир воспротивилась требованиям ногайских феодалов уйти с ними за пределы родного края и поднялась на борьбу за освобождение от их господства. Башкирский народ надеялся на помощь со стороны Русского государства и дружественным соседом.
О добровольном характере присоединения Башкирии к Русскому государству свидетельствуют не только шежере. События и факты, связанные с этим знаменательным событием, нашли отражение во многих исторических источниках более позднего происхождения.
В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии. Условия, на которых московский царь принимал под свою власть башкир, вполне устраивали большинство башкирских феодалов, так как они сразу получали определенные экономические выгоды. Например, жалованные грамоты царя на вотчинное владение землей давали им возможность по своему усмотрению распоряжаться земельными угодьями, а тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака. Значительная часть башкирских феодалов быстро нашла общий язык с царскими властями в выработке единой политики по отношению к трудовым массам башкир. Поэтому, говоря о присоединении Башкирии к России, следует подчеркнуть его социальную сущность, заключающуюся в том, что башкирские феодалы, решившись на такой смелый шаг, как добровольное признание над собой власти русского царя, преследовали также свои классовые интересы.
Не все башкирские феодалы выступали за принятие русского подданства, были и противники. Одни из них оставили Башкирию и откочевали вместе с ногайскими мурзами на Кубань или за Яик, а другие, оставаясь на родине, вынуждены были мириться с совершившимся актом. Одного число таких феодалов было сравнительно невелико, и они не смогли повести за собой народные массы.
Несмотря на то, что инициатива принятия русского подданства неедко исходила от феодалов, присоединение Башкирии Русскому государству отвечало интересам всего башкирского народа. Многие шежере сообщают, что вопрос о принятии подданства Русского государства решался на народных собраниях башкирских племен. Добровольному характеру присоединения Башкирии к Русскому государству соответствовали и те условия, на которые согласились обе стороны при оформлении подданства. Включая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от разорительных набегов и грабежей со стороны соседних племен и народов, от попыток кочевых ханов подчинить башкир своему господству, а также гарантировало земельные права башкир, признав за их общинами вотчинное право на занимаемые ими земли. Башкиры обязывались платить ясак, нести военную службу за свой счет. Московское правительство обещало не вмешиваться во внутреннее управление башкир, не притеснять мусульманскую религию, соблюдать обычаи и обряды местного населения.
Получение царских жалованных грамот на владение землей на вотчинных правах каждым племенем или родовой группой, разделение всех угодий между родами и письменное закрепление его результатов в так называемых «Казанской» или «Московской» книгах позволили в какой-то мере урегулировать вопрос о землевладении. Это имело большое значение, поскольку накануне принятия русского подданства земельные дела башкир находились в запущенном состоянии. Причиной тому было не только углубление процесса феодализации внутри башкирского общества, что вело к ломке старых земельных порядков и общинного начала в земельном пользовании. Значительные земельные площади были отобраны у башкир казанскими и ногайскими владетелями, да и междоусобная борьба мурз и биев сильно осложняла земельные отношения в крае.
Популярные материалы:
Развитие городов в 30-е годы
Создание новых городов и развитие социальной сферы Осуществление индустриализации и быстрый рост Промышленного потенциала Кузбасса способствовали появлению на территории региона новых городских центров. В1931 году разрозненные поселки шах ...
Вода – очищающее начало
В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца.
Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться, такому купанию приписывается целебная сила ...
Прародина и
расселение чукчей
Чукчи подразделялись на оленных - тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу - "оленный человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын - "береговой"), живущих совместно с эским ...