Обряды. Игры

Катание.

Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания ряженых; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Ритуальные игры.

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Игра "в Калашникова" .

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками поочереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным.

Сожжение чучела зимы.

Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, православные ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили и сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За Масленицей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. Обычай сжигать Масленицу показывает, что она олицетворяла зиму, мрак, холод.В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало (по аналогии с комоедицей) — похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия], к костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы ,при этом пели корильные песни, в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: мокрохвостка, кривошейка, блиноеда. Могли исполнять пародийные похоронные причитания. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Масленаерзовая!», «Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла.» приходу солнечного тепла должны были помочь костры, которые раскладывались на высоком месте, а в середине укреплялось колесо на шесте- когда оно загоралось, то оказалось изображением солнца

Чистый понедельник.

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

«В чистый понедельник поедут по деревне с позвонками, веники к дуге на лошадей привяжут. Стол поставят на сани. Лодку везут, в лодке сидят».

(Архив.-Тетр.1987,эксп.1.-№390).

Популярные материалы:

Мастерские
При раскопках Новгорода археологи обнаружили около 150 ремесленных мастерских XI–XV вв. Ни в одном другом средневековом городе не было найдено ничего подобного! В их числе — мастерские кожевников, ювелиров, литейщиков, токарей, косторезов ...

Ростовский Кремль
В XVII веке Ростовская метрополия была почти так же богата, как и Московская, благодаря производству и продаже соли. Именно на этом промысле митрополит ростовский Иона Сысоевич скопил немалый капитал и смог полностью обновить свою резиден ...

Площадь 350-летия Красноярска
15 ноября 1961 года был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост через Енисей. У моста были созданы две площади: Предмостная — на правом берегу Енисея, и площадь 350-летия Красноярска — на левом берегу. Проектирование и строительство архите ...