Хлебопашество

Главная роль в экономике края принадлежала земледелию. Первая борозда была проведена, как только русские пришли на пригодные для этого земли. Из-за дороговизны хлеба пашней стремились обзавестись все: и крестьяне, и казаки, и посадские, и казна. Возить «хлебные запасы» из-за Урала было очень накладно, а местное население пашенного земледелия практически не знало. Для обзаведения крестьянским хозяйством требовалось гораздо больше средств, чем для пушного промысла. Поэтому переводимые в Сибирь крестьяне или определенные на пашню ссыльные получали от государства деньги на «подъем», а также «подмогу» , ссуду и налоговые льготы. Размеры этой материальной помощи порой сильно различались и все теснее увязывались с обязательствами новоприборных крестьян по несению казенного тягла .

В 1700 г. выдача подможных денег была запрещена. Правда, раздачу хлеба на семена и освобождение от налогов и натуральных повинностей от года до четырех лет для новоповерстанных крестьян по-прежнему сохранили. Имелась возможность получить и ссуду, которая, в отличие от подмоги, возвращалась. Она оформлялась документально «заемной кабалой» и предоставлялась по желанию крестьян. Определенные меры по привлечению тружеников на свои земли предпринимали три приенисейских монастыря. Со временем частные лица из старожилов тоже стали участвовать в устройстве пришлых людей на пашню. Они либо нанимали их из доли доходов своего хозяйства, либо отдавали свое хозяйство вместе с тяглом, чтобы перейти в другое сословие или переселиться, изменив вид тягла. Так, в 1670 г. красноярские крестьяне Кузьма и Юрий Ефимовы, дети Таскины, сдали свое тягло в виде 0,5 десятины государственной пашни отставному казаку Якиму Дикитину Подпоре и его сыну Игнатию, взяв у них запись «выполнять все повинности, приходящие на их тягло .»[3].

В результате совместных усилий правительства и частных лиц в бассейне Енисея сложился второй по значимости земледельческий район Сибири.

Основной житницей края являлся Енисейский уезд. В более же плодородном Красноярском уезде своего хлеба долго не хватало. Мешали постоянная военная опасность и набеги отрядов кыргызских князей. Так, в 1635 г. пашенные крестьяне Красноярска писали в своей челобитной царю: « .и нас, и жен наших, и детей на пашнях убили 70 человек, а иных в полон свезли». Мало что изменилось к концу века. Посадские люди и крестьяне уезда тоже постоянно жаловались на кыргызов, что «они нам пашен пахать не дают и сен косить, по вся годы угрожают войною, и по их угрозам на . пашнишки свои и сен косить вдаль ездить не смеем. А которые мы, холопы и сироты ваши, живем по деревням и от города удалели верст по 20 и по 30 и по 50, тем оберечься от них . никакими мерами невозможно, бывает их воровской изменнический воинский приход безвестно». Поэтому южная граница приенисейского пахотного поля лежала сразу за Красноярском у речки Овсянки. Северная же граница, что неожиданно для нашего времени, проходила не так уж далеко от Полярного круга — в районе Ворогово, где довольно устойчиво вызревал ячмень.

Подтянутость пашни XVII в. к северу была также связана с нуждами пушного промысла и стала возможной благодаря упорным опытным посевам. Свои агротехнические методы пришлые крестьяне применяли, гибко учитывая почвенно-климатические условия местности.

Под пашню выбирали открытые места — «елани» в лесах или в приречных долинах. Предпочтение отдавалось юго-восточным склонам в полугоре. Спускаться к подошве мешали ранние и поздние весенние и осенние заморозки.

На вершине же был беднее почвенный слой, и обрабатывать землю оказывалось сложнее. По мере выпашки земель либо прибегали к «росчистям», то есть выжигали ближние лесные участки, либо переходили на новые еланные места. Из-за обилия земель естественное плодородие не восстанавливали. Навоз на поля не вывозили, а сваливали прямо за околицей.

Популярные материалы:

Демографическая ситуация и её динамика
По социологическим исследованиям данной территории я прояснил следующую картину, на 01.01.2007 года данные таблицы говорят, что на территории поселения. Таблица 9. Численность населения на 01.01.2007 г. Деревни Число домохозяйств ...

Бурятская кухня
Кулинарные рецепты созданные народом, не случайны, не произвольны. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали выносливости о человека, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню. Дружеское отношение с р ...

Удэгейцы
УДЭГ‘ЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России (численность 1902 человек). Живут в Хабаровском и Приморском краях (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Общая численност ...