История народностей и национальных культурных традиций
Россия исторически формировалась как государство многонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально развивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Специфика последних во многом определилась религиозным выбором. Русское православие всегда отличалось достаточно терпимым отношением к межнациональным бракам, расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другими мировыми религиями.
Разными путями оказались народы в составе России, причем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще - благодаря стремлению самих этих народов стать под державную защиту могущественного российского престола.
Национальная политика царизма, как и любого многонационального по составу государства мира, во многом была ориентирована на формирование унитарной политической и социально-экономической инфраструктуры, культурную ассимиляцию малочисленных народов. Были и существенные особенности. В отличие от европейских стран, правительство России достаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которые были присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединение Средней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли систему местного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образ жизни, религию и культуру населения. С момента включения в состав государства национальные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности, хозяйственного уклада, религии, получали равные с российским крестьянством права (статус подданного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита получала статус российского дворянства России.
Само понятие "инородец", "иноверец" в дореволюционной историографии в большинстве случаев не носило налета уничижения для представителей малочисленных коренных народов. Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей, исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера, национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграничение народов по признаку родства ("иной род") или веры ("иная вера").[1]
Интерес представляет и состав российской армии, где столетиями существование национальных воинских частей органично сочеталось с практикой освобождения от воинской повинности сибирских "инородцев" и народов Севера.
В области национальной политики дореволюционная Россия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным образом межнациональное противостояние веками органически сочеталось с вполне зримым тяготением народов к единению.
Элементы политической борьбы на уровне национальных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Однако вражда между собственно народами не стала преобладающей в российской истории. Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовало исчезновению межэтнических стычек и войн, объективно способствуя демографическому приросту населения вне зависимости от национальной принадлежности.
Дружба, сотрудничество народов России не являются прямым результатом политики интернационализма, осуществляемой правительством СССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирного сосуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего благодаря приоритету духовно-нравственных ценностей над материальными, которыми всегда отличалась российская действительность. Татары, якуты, башкиры, мордва, карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов — это не случайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составная часть истории и культуры России.
В этом плане можно говорить о формировании на ее территории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывно связаны с судьбой отечества, их объединяющего. Можно привести массу примеров самоотверженного служения чести, достоинству и благополучию России представителей всех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии и ориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином (подданным) давным-давно определялось и определяется не национальной принадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью служить делу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории и культуры. Да этого отказа от него и не требовалось.
Современная Россия имеет вполне реальный шанс наследовать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и его нельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциал всех народов благополучию и возрождению страны.
Популярные материалы:
Этнические символы и национальная психика
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая с ...
Развитие городов в 30-е годы
Создание новых городов и развитие социальной сферы Осуществление индустриализации и быстрый рост Промышленного потенциала Кузбасса способствовали появлению на территории региона новых городских центров. В1931 году разрозненные поселки шах ...
История народов Самарского Поволжья
самара этнический народ город
Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или ...