История народностей и национальных культурных традиций

Материалы » Нации и народности в РФ » История народностей и национальных культурных традиций

Страница 1

Россия исторически формировалась как государство мно­гонациональное. Еще в древности Киевская Русь изначально раз­вивалась как объединение славянских, финно-угорских и иных племен, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историю, язык, культуру, межнациональные связи русских. Специфика пос­ледних во многом определилась религиозным выбором. Русское православие всегда отличалось достаточно терпимым отноше­нием к межнациональным бракам, расовому смешению, веками накапливало опыт мирного сосуществования с другими миро­выми религиями.

Разными путями оказались народы в составе России, при­чем далеко не всегда за счет захвата территорий, чаще - благо­даря стремлению самих этих народов стать под державную за­щиту могущественного российского престола.

Национальная политика царизма, как и любого многонацио­нального по составу государства мира, во многом была ориен­тирована на формирование унитарной политической и социаль­но-экономической инфраструктуры, культурную ассимиляцию ма­лочисленных народов. Были и существенные особенности. В от­личие от европейских стран, правительство России достаточно редко проводило политику геноцида по отношению к народам, которые были присоединены насильственно (Кавказские войны XIX в., присоединение Средней Азии;. Почти все окраины вплоть до конца XIX в. сохраняли систему местного национального самоуправления и судопроизводства, традиционный образ жиз­ни, религию и культуру населения. С момента включения в со­став государства национальные меньшинства, вне зависимости от расовой принадлежности, хозяйственного уклада, религии, по­лучали равные с российским крестьянством права (статус под­данного, ясачного) и налоговые льготы. Национальная элита по­лучала статус российского дворянства России.

Само понятие "инородец", "иноверец" в дореволюционной историографии в большинстве случаев не носило налета уни­чижения для представителей малочисленных коренных народов. Объединение в рамках одной государственной структуры сотен национальностей, исключительно слабая изученность гигантских по площади районов Сибири и Севера, национального состава и этнической истории невольно предопределяли разграниче­ние народов по признаку родства ("иной род") или веры ("иная вера").[1]

Интерес представляет и состав российской армии, где сто­летиями существование национальных воинских частей органич­но сочеталось с практикой освобождения от воинской повин­ности сибирских "инородцев" и народов Севера.

В области национальной политики дореволюционная Рос­сия накопила огромный опыт, в котором парадоксальным обра­зом межнациональное противостояние веками органически со­четалось с вполне зримым тяготением народов к единению.

Элементы политической борьбы на уровне национальных элит как в Центре, так и на местах несомненно присутствовали. Од­нако вражда между собственно народами не стала преоблада­ющей в российской истории. Более того, именно вхождение в состав Российской империи во многом способствовало исчез­новению межэтнических стычек и войн, объективно способствуя демографическому приросту населения вне зависимости от на­циональной принадлежности.

Дружба, сотрудничество народов России не являются пря­мым результатом политики интернационализма, осуществляе­мой правительством СССР. Их корни значительно глубже. Они рождены многовековой историей мирного сосуществования сотен народов. Этот феномен стал возможен, прежде всего бла­годаря приоритету духовно-нравственных ценностей над мате­риальными, которыми всегда отличалась российская действи­тельность. Татары, якуты, башкиры, мордва, карелы, кабардинцы, осетины, удмурты и многие десятки других народов — это не случайный и тем более не чужеродный элемент российского бытия, а составная часть истории и культуры России.

В этом плане можно говорить о формировании на ее терри­тории историко-культурной общности, когда судьбы народов были неразрывно связаны с судьбой отечества, их объединяю­щего. Можно привести массу примеров самоотверженного слу­жения чести, достоинству и благополучию России представите­лей всех российских национальностей, проявлений общности их духа, психологии и ориентации. Поэтому право служить России, называться ее гражданином (подданным) давным-давно опре­делялось и определяется не национальной принадлежностью человека, а его человеческими качествами, его готовностью слу­жить делу, служить Родине, не отказываясь при этом от своей национальной истории и культуры. Да этого отказа от него и не требовалось.

Современная Россия имеет вполне реальный шанс насле­довать традиции и опыт межнационального сотрудничества и дружбы, и его нельзя упускать. Только использовав его, можно подчинить созидательный потенциал всех народов благополу­чию и возрождению страны.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Этнические символы и национальная психика
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая с ...

Развитие городов в 30-е годы
Создание новых городов и развитие социальной сферы Осуществление индустриализации и быстрый рост Промышленного потенциала Кузбасса способствовали появлению на территории региона новых городских центров. В1931 году разрозненные поселки шах ...

История народов Самарского Поволжья
самара этнический народ город Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или ...