Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Материалы » Формирование культурологических знаний через преподавание декоративно-прикладного искусства. Региональный компонент (на примере семейских Забайкалья) » Сравнительная характеристика народных росписей Восточной Сибири и культуры древних славян, а также воздействие бурятской культуры на искусство семейских Забайкалья

Страница 2

Известный консерватизм быта старообрядцев, их отдаленность от центральных районов России не означало, что она (этническая группа) осталась изолированной от внешних влияний и не изменилась, как и художественные, культурные традиции и все их культура. Культурные взаимосвязи с бурятами были обширны. Взаимовлияние русских и бурят прослеживаются в хозяйственной жизни, строительстве, металлообработке, резьбе, росписи. Исследователь бурятского искусства А.В.Тумахани считает, что роспись масляными красками у западных бурят (Селенгинских) зародилась во второй половине XIX в. Под непосредственным влиянием русских и украинцев. «Бывая у русских дружков, буряты поражались многоцветностью и пышностью их росписей. Сначала буряты приглашали русских мастеров расписывать ящики, а затем и сами быстро освоили растительно-цветочные узоры, подчинив их бурятскому построению композиции с учетом симметрии и ритмики» - отмечала в трудах Г.И.Охрименко.[17]

Семейские с уважением отзывались о бурятах-красильщиках (Санжае, Суянове, Занхаряхе и его тесте Балдыниге из Красного Оронгоя) росписи которых полюбились им. Расписывая на «русский манер», буряты одновременно использовали особенности письма дацанной росписи и ее мотивы. Они применяли известную им богатую цветовую тональность, но чаще писали контрастными тонами, свободным кистевым приемом, следуя традиции русских мастеров росписи.

Расписывали вазоны контурные, округлой и трапециевидной формы с ажурной орнаментацией. Часты в росписях бурят цветы лотоса, кувшинок, гроздья винограда. Бурятское искусство также оказало огромное влияние на культуру семейских. В работах семейских мастеров переплетаются элементы русских и бурятских орнаментов, мотивов и цветовых гамм.

Мысль о влиянии украинского искусства на сибирскую роспись была высказана Д.А. Болдыревым–Казариным[18] еще в 1889 году. Необычную яркость росписи он объяснял также влиянием украинских мастеров – переселенцев, выписанных митрополитом Ф.Лещинским в Тюмень для росписи церквей, икон.

Необходимо отметить, что культура семейских яркая и многообразная формировалась под влиянием других этносов – бурятов, китайцев, украинцев, и очень многое переняла от разных культур. Таким образом, сталкиваясь с другими культурами, осваивает некоторые ее достижения. Это межэтническая, межкультурная коммуникация, в результате которой происходит обмен материальной, духовной продукции их культурной деятельности. Следует подчеркнуть, что в коммуникативном пространстве культур, особенно разных по философско-религиозному мировоззрению, часто происходит понимание нравственных установок. Это влияет на сферу коммуникации в межличностных отношениях и в культурологическом аспекте.

Сталкиваясь с другой культурой, культура старообрядцев вбирает в себя элементы нового, этим обогащаясь и осваивая некоторые ее достижения. Русская, бурятская культуры имеют совершенно разные истоки и свой путь формирования. В формировании русской культуры главную роль сыграло христианство. Бурятская культура бурят свое начало в буддизме. Шаманизм у бурят сыграл наиважнейшую роль, так как являлся традиционным верованием в культуре.

Необходимо сделать вывод, что на искусство семейских Забайкалья оказали большое влияние различные культуры, в особенности бурятская культура. Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Пантеон богов
Существование пантеона богов, связанного с аграрным культом, подтверждает найденный в «реке Збруч в 1848 году столб с четырехликой головой».[10] Первыми и основными богами там считались Дажьбог – божество света, солнца, дающий блага, миф ...

Короленко в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород дал мне радушный прием долгих скитаний, и те дружеские связи, которые у меня завязались в этом периоде, заставляют меня вспомнить о нём, как о второй родине. (В.Г. Короленко.) Первый раз он оказался в нижегородском к ...

Основные цели Индуизма
Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законн ...