Вышивка семейских Забайкалья
Вышивка была одним из основных элементов костюма семейских.
Большой интерес для учащихся представляет традиционное искусство семейских: росписи, резьба, вышивка. Корни которого уходят в традицию северных, центральных областей России. Украшая костюм, семейские решали многие задачи: эстетические, оберегательные. Они стремились оградить себя от злых сил, болезней. И этим объясняется распространение в искусстве семейских оградительной символики.
В росписях и резьбе, вышивке преобладали геометрические орнаменты (круги, треугольники, сегменты, зигзаги). Они символизировали солнце, вспаханное и засеянное поле, с которыми ассоциировались живительные силы природы. как в росписях, резьбе, так и в вышивке семейских имели место птицы, кони, кресты. они присутствовали и в одежде, издревле считались у славян, предков семейских – оберегом.
Создание узорной орнаментики – область творчества семейских женщин. Особой популярностью пользовалась строчечная вышивка из-за простоты ее исполнения, а так же и за большую декоративность, яркость, которую она придает костюму в целом. Мастерицы Мензы, Красного Чикоя, Бигуры используют и в современных изделиях многоцветную строчечную вышивку.
Обязательным древним украшением женской рубахи является прошивочка, расшивочка шириной 1,5 – 2 см. Расшивочку пряли обычно из цветной шерсти, гаруса. Теперь мастерицы используют щелк, ирис, мулине. В узорах встречаются излюбленные семейские круги – розетки, растетльные и геометрические узоры, которые часто встречаются на рубахах, в росписях, резьбе.
Исследователь орнамента народов Сибири С.В.Иванов[36] развивает эту теорию, считая, что разнообразные решетчатые фигуры, квадрат и ромбы и составленную из них косую сетку можно рассматривать как древний орнаментальный фонд, на основе которого развился позднейший народный орнамент, известный по этнографическим материалам.
Геометрические мотивы – ромбы, квадраты, по мнению большинства исследователей, являются видоизмененными в тканье и вышивке кругами – символами небесных светил. Существует мнение о смысловом значении ромба с крюками, принадлежащее А.К.Амброзу,[37] который считает его символом плодородия или женского начала в природе, выступающего в значении «от палеолита до наших дней». Прямоугольные или ромбовидные клетки, круги во всю ширину пояса и кресты-вилы, дуги между ними наиболее распространены в поясном творчестве у семейских. Кресты очень часто дополняются крючками. Это часто вписанные ромбики или прямоугольники с односторонними или двухсторонними рядами крючков и простым или усложненным крестом в центре. Сочетания этих несложных элементов разнообразны.
Большинство производимых узоров от клетки и ромба с крючками не имеют названий или забыты, хотя каждая мастерица знает, что «держит в уме» их до десяти-пятнадцати. Так, в Красном Чикое звездочкой называют клетку с вписанной в нее сеточкой с крючками по краям. Своеобразны пояса с узором в чашечку. Чашечка – это роза в форме креста, разделенная на пять равных квадратов или на два удлиненных прямоугольника. Заполняются они двоенными крестами, прямоугольниками, параллельными полосами, змейкой, решеточками. Ткут пояса и упрощенным, однообразным узором: в проску или в рябушку, в столбочки или салфетку. Узор в рябушку или в проску ткется без узорного перебора. Пояс в столбочки имеет столько рядов столбиков, сколько в поясе цветных полос. Рисунок в салфетку напоминает густую решеточку с яркими глазками – точками. В настоящее время еще ткут пояса в семейских селах, но мастериц мало.
Строчка не вытеснила прежние украшения (вышивки, аппликации), а обогатила их и дополнила. Запястья рукавов рубахи (10-15 см) являются основным полем, украшенным машинной строчкой в костюме семейской женщины. Мотивы узоров очень разнообразны: кресты, розетки, завитки, ромбы, квадраты. Встречаются растительные мотивы (розочки, цветы) и зооморфные (птички, уточки) характерны доя тарбагатайских мастериц.
Эти же мотивы можно встретить в росписях предметов быта и резьбе (прялках, туесках).
В строчке, как и в росписях, одним из ведущих и любимых мотивов является мотив завитка или, как его называют семейские, косари, косачи, очень напоминает бурятский мотив – бараний рог или руно. Расположение отдельных мотивов строчечного орнамента на рукаве и его мотивы перекликаются с бурятской орнаментикой. Большое сходство наблюдается в цветовой гамме строчки, исполненной по темному фону (черному, синему, цвета бордо) белыми, красными, желтыми, синими и черными нитками. Образцами для тамбурной вышивки были узоры, вышивки многоцветным тамбуром на платках и шалях русского фабричного производства. Способ наложения многоцветных линий, выполненных тамбуром, однотипен для бурят и семейских. Тамбурная вышивка в виде волнистой линии с цветами-розетками была выполнена в самом начале ХХ в. А.М.Ивановой (из села Новая Брянь).
Популярные материалы:
Природные комплексы
Экологическая обстановка в Астрахани сильно осложняется, как и в любом крупном городе, работой промышленных предприятий, транспорта и коммунального хозяйства. При этом, к сожалению, далеко не всегда учитываются природные особенности город ...
Река Нева
История Санкт-Петербурга неразрывно связана с Невой. Город, которому было суждено стать новой столицей Российской империи, был основан в устье реки, на одном из ее многочисленных островов - Заячьем.
О происхождении названия ученые спорят ...
Туристский потенциал
На территории парка Победы и на близлежащих территориях можно выделить ряд природных и культурно-исторических объектов достойных того, чтобы их включили в программы экскурсий и маршрутов, как по самому городу Екатеринбургу, так и по парку ...