Жилые постройки крестьян Сибири
Местная сибирская администрация принимала некоторые меры, регламентирующие крестьянское строительство. Так, в конце XVIII в. всем прибывшим для поселения в притрактовой зоне разрешалось строить дома только одного определенного размера. В это же время в районах, где не имелось других кровельных материалов, чиновники внедряли дерновое покрытие жилищ. Можно назвать еще ряд мероприятий, в частности в начале XIX в. Тобольским губернским правлением предписывалось сельским жителям в целях пожарной безопасности "класть печи в отдалении от стен"[198]. Исправнику, а также земской полиции, волостному и сельскому начальству Белоярской волости ставилось "в непременную обязанность" следить за тем, чтобы крестьяне "избегали безобразных берестяных и дерновых крыш, заменяя такие деревянными".
В конце XVIII в., как и в предыдущий период, в таежной зоне крестьяне ставили рубленые дома по своему усмотрению. Первоначальные жилища — избы и хоромы — не имели украшений и располагались внутри двора. Внешний вид жилых построек в это время в значительной мере определялся системой отопления. У "белых" изб имелись трубы, у "черных" – деревянные дымники, оканчивающиеся "дырчатой" будочкой с отверстиями по бокам, покрытой на два ската. Эти крестьянские жилища имели на "лицевой стороне" три маленьких волоковых окошечка, среднее из них располагалось выше других. Через него, наряду с дымником, в основном и шел дым от печи. Расположенные на фасаде небольшие спаренные "оконца" без какого-либо декоративного убранства как характерная черта "белых" изб зафиксированы в проектах "образцовых" домов С. Ремезова, выполненных в начале XVIII в.[199]
Наблюдения путешественников и краеведов позволяют выявить характерные черты внешнего облика крестьянских строений в первой половине XIX в. В Березовском округе большая часть построек имела хороший внешний вид, подчеркивал местный лекарь В.Н. Шавров. "Жилища крестьян Шадринского уезда, — писал священник А. Третьяков, — с первого взгляда могли бы нравиться в общей массе вкусу даже прихотливому". Благоприятное впечатление производили на современников и ищимские селения. В округах Тюменском, Ялуторовском, Курганском и Шадринском путешественник И. Белов отметил хорошо и даже красиво построенные деревянные дома[200]. Такие обращавшие на себя внимание жилища строили чаще всего плотники-умельцы.
Влияние города на характер крестьянских домов сильно ощущалось в расположенной около Тюмени Каменской слободе, жители которой большей частью промышляли извозом, а женщины — тканьем ковров. Городской архитектуры дома были и в Ялуторовском округе у состоятельных крестьян, занимавшихся, помимо "крестьянской промышленности", торговлей скотом. В Тарском округе также все лучшие дома принадлежали торгующим крестьянам. Довольно большие, построенные на городской манер дома имелись в притрактовых селах Ишимского округа. На Алтае, обзаводились жилищами "на городскую руку" крестьяне, разбогатевшие на торговле. Их дома нередко имели мезонин — деталь, характерную для русского классицизма — стиля, господствовавшего в первой половине XIX в. в крупных городах Западной Сибири. Кроме того, черты этого стиля проявлялись в устройстве крылец в виде "портика о четырех колонках". В больших притрактовых селениях Томской губернии — Кийском, Спасском, Вознесенском — нередко встречались дома городской архитектуры с лавками "для мелочной торговли"[201].
Популярные материалы:
Усольские промыслы
Предприятия по обработке кожи в начале века были разбросаны по всей иркутской области. Но, особенно, большое развитие получило именно в Усолье и близлежащих селах. Существовало несколько типов предприятий ремесленного типа. Например, в Ма ...
История прадздника масленица
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) - праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуетс ...
Взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой
культурой
Исследуя проблемы взаимосвязи подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой, нельзя не обратить внимания на их тесную связь с тотемическим культом. Прежде всего, бросается в глаза связь между почитанием зверя или птицы и отноше ...