Заключение
«Язычество было неприемлемо для централизованной власти, которая нуждалась в покорности подданных. Если христианство за покорность обещало блаженство в вечном мире на небесах, то язычество гарантировало вечное существование в том социальном положении, которого умерший достиг на момент смерти».[12] Поэтому язычник до последнего часа жизни пытался улучшить свое положение, так как право на благополучное будущее и вечное существование зависело лично от него. Видимо поэтому славянин предпочитал гибель в бою жизни в плену, потому что в этом случае он становился рабом, а его будущее вечное существование – рабским. Христианство, напротив, превращало покорность в основную человеческую добродетель.
Православские проповедники и летописцы-монахи имели категорически отрицательное отношение к язычеству, «выражали и непосредственно и косвенно, приписывая все безнравственные поступки киевских князей-язычников из «безбожию» и «поклонению идолам»[13].
Летописцы еще снисходительно относились к принесениям человеческих жертв Перуну – княжескому богу войны и Роду и рожаницам. Им приносились жертвы медом, кашей и другими плодами земледельческого труда.
Вообще, восточно-славянская мифология, в отличие от развитых, завершенных мифологических систем Дальнего Востока, античности, была слишком дробной, бессистемной, так как не могла соответствовать задачам и целям централизованного государства. Но содержавшийся в ней духовный потенциал был достаточным для того, чтобы определить ее сильную и насыщенную эмоционально-психологическую среду и глубокий мировоззренческий фон.
Несмотря на самую яростную борьбу православного духовенства с язычеством, окончательная победа не было достигнута. Ни казни, ни жестокие преследования скоморохов, волхвов, ни репрессии против сел, справляющих языческие праздники, не смогли уничтожить традиции этого древнего верования. Ведь до сих пор люди верят в домового, злых духов, носят амулеты, празднуют Масленицу и многое другое. И уже на протяжении многих веков эти верования передаются от поколения к поколению.
Можно сделать вывод, что древнее религиозное верование, получившее название язычество
имеет огромное значение в формировании основной структуры связи человека с миром духовных ценностей.
[1] Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 15.
[2] Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. С. 23.
[3] Иванов В.Г. История этики средних веков. Санкт-Петербург, 2002. С. 339.
[4] История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004. С. 237.
[5], 2 Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 17, 20.
[6] Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 20.
[7] История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004. С. 275.
[8] Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988. С. 31.
[9] История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004. С. 284.
[10] Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002. С. 17.
[11] Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. М., 2003. С. 27.
[12] Викторов В.В. Культурология, учебное пособие. М., 2002. С. 324.
[13] Иванов В.Г. История этики средних веков. Санкт-Петербург, 2002. С. 344.
Популярные материалы:
Крепость Самара
Официально датой основания Самары считается 1586 год, когда был издан указ царя Федора Иоановича об основании на реке Волге при впадении в нее Самарской перебоины (широкого рукава реки Самары) крепости Самара. Она должна была обеспечивать ...
Архитектура и городская структура
Город в настоящее время можно разделить на две большие части: первую условно назовем Основной частью, а вторая - Привокзальный район. Обе части города условно разделены друг от друга небольшим прудом - озером Молодежное (неофициально назы ...
Творчество
Традиционно ведущее место в устном народном творчестве киргизов - это эпический жанр, жемчужиной которого является героический эпос - трилогия "Манас", рассказывающий о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внуке Сейтека. ...