История села Парфеньево в 20 в.

Материалы » История села Парфеньево » История села Парфеньево в 20 в.

Страница 2

Во время войны на территории Парфеньевского района находились 3 детских дома: Парфеньевский, Сокринский и Матвеевский. Эвакуировали туда детей из Ленинграда, к сожалению архивных документов об их жизни не сохранилось. Парфеньевский детский дом находился в домах №25, 27, 30 и 37 по ул. Свободы (современная ул. Ленина). В 1945 г. в нем числилось 148 детей. Они учились в 1-8 классах. За каждой группой были закреплены воспитатели, которые работали исключительно добросовестно. Этот факт подтверждает сохранившийся приказ об обязанностях воспитателей. Они должны были сопровождать детей до школы, присутствовать на школьной зарядке. Вечером в их обязанности входило проверить наличие у ученика карандашей, учебников и др. школьных принадлежностей. Воспитатели следили и за внешним видом детей. В 1955 г. Ленинградский детский дом в Парфеньеве был расформирован, а большинство воспитанников возвращены на прежнее место жительства. (71)

В селе Парфеньево существовало огромное количество традиций, которые до сих пор помнят старожилы. В святки жители Парфеньево любили гадать. Как вспоминает А.Воронина, в этот день обычно «завораживались на перекрестке дорог». (72) В центр вставал тот, кто хотел заворожиться, т.е. узнать свою судьбу. Его три раза обходили кругом со сковородником. Им чертили круг, приговаривая: «Чертово место, чертов крест!» Завораживали в левую сторону, а развораживали в правую: «Богово место, богов крест!» Завораживал обычно кто-нибудь один, а остальные разбегались в разные стороны и слушали, кто что услышит. По услышанному пытались предсказать свое будущее.

Рокотянская Н., всю свою жизнь прожившая в селе, утверждает, что все праздники проводились очень весело. Вечеринки в святки были с песнями и плясками, уходя по домам старались подслушать под окнами, кого сватают. Зимние вечера молодежь коротала за долгими беседами, осенью устраивали вечеринки, летом ходили от одного конца улицы до другого. Впереди шли девушки и пели песни, а за ними шагали парни с гармонью и балалайкой. Молодежь любила летом долго сидеть на берегу реки. (73)

Платья и сарафаны обычно шили сами, или покупали, кто мог. Носили шести-восьми клинки и широкие юбки. Во время пасхи пекли особый пирог Пасха, его украшали крашеным пшеном и искусственными цветочками, втыкая их в тесто.

Перед тем, как кого-то забирали в армию, собирали молодежь, родных и соседей на вечеринку. Всех угощали, пели «Последний нонешний денечек». Призывника провожали до станции к поезду на лошадях, молодежь пела, мать причитала. (74)

Свадьбы справляли осенью после уборки урожая. На свадьбу невесте всегда выносили елочку, наряженную лентами и цветами, на поднос бросали деньги. Считалось, что это приносит удачу молодоженам. Невеста была одета в белое или розовое платье, на голову одевали венок или цветочки. На следующий день жениха и невесту будили наряженки, невеста одевалась в другой наряд, днем катались на лошадях, тоже украшенных лентами. Песни обычно пели такие как «Хасбулат удалой», «Имел бы я златые горы», «Во субботний день ненастный, нельзя в поле работать» и др. песни. (75)

Характерной особенностью современного села Парфеньево является отсутствие больших промышленных предприятий. Главными достопримечательностями села являются храмы на Соборной горе, музей писателя-этнографа С.В.Максимова, а так же Парфеньевский литературно-художественный музей. Картинная галерея является филиалом Костромского государственного объединенного художественного музея. Она была основана в 1967 г. и открыта 27 июня того же года. Музей занимает двухэтажное деревянное здание, выстроенное в 1972 г. Общая площадь - 457 кв.м; экспозиционная - 385 кв.м; фондовая - 35 кв.м. Общее количество единиц хранения - 2672, в том числе: живопись - 849; графика - 281; скульптура - 92; декоративно- прикладное искусство - 29; нумизматика - 712; быт и этнография - 284; фотографии - 112; документы - 63; прочее - 250. Музей основан художником и краснодеревщиком П.Н.Уховым, в собрании 240 его работ. В коллекции - произведения художников Москвы и Парфеньева: живопись Н.Анатольева, А.Аронова, А. и Н.Белых, Н.Грошева, А.Иванова, И.Крылова, М.Кончаловского, И.Лукомского, С.Маковея, А.Мариева, Е.Расторгуева, Е.Фимкина, Г.Смирнова, А.Соловьева, В.Стожарова, В.Федорова, В.Хохрина, М.Шиновского, Н.Шлейна, Н.Шувалова; графика М.Зуенкова, И.Айзенштадта, Е.Ведерникова, В.Ветрогонского, М.Райской, К.Сарафановой-Легат. Представлены самодеятельные художники Д.Белоруков, Б.Смирнов.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Начало восстановления народного хозяйства в 1943-1945 годах
После освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков необходимо было решить важнейшую проблему восстановления гор рода. За период оккупации Гомеля (19 августа 1941 г. - 26 ноября 1943 г.) немецко-фашистские захватчики уничтожили св ...

Истоки традиций, объединяющие дагестанские народы
Общеизвестно, что Дагестан страна многонациональная, многоязычная. Что объединяло его народы? О чем говорят общественные традиции, исторический опыт совместного проживания на дагестанской земле? Давайте начнем отвечать на эти вопросы с с ...

Формирование музейной сети на советском дальнем Востоке в 20-е годы
Накануне Октябрьской революции на Дальнем Востоке России существовало 7 музеев с комплексом отделов, которые отражали природные условия, историю, экономику областей, входивших в состав Приамурского края, и сопредельных с ним государств. М ...