Развитие белорусской культуры
Важным направлением в белорусском кириллическом книгопечатании была деятельность братских типографий, которые сыграли большую роль в развитии различных сфер белорусской культуры, языка, письменности, в укреплении культурных связей между Россией и Украиной. Виленская братская типография занималась выпуском не только богословской литературы, но и учебников для братских школ. Значительным событием было издание ''Грамматики славянской'' Лаврентия Зизания, которая на протяжении 25 лет использовалась в качестве учебника в братских школах Беларуси, Литвы и Украины[2,c.51].
После закрытия типографии в Вильно Виленское православное братство основало в местечке Евье (около Вильно), в имении православного князя Богдана Огинского, новую типографию. В 1619 г. вышло очень ценное издание -- ''Грамматика славенская'' М. Смотрицкого, которая считалась лучшим пособием по языку и сохранила свое научное значение на протяжении XYII и первой половины XYIII в. По этому учебнику учился великий русский ученый М.В. Ломоносов, который назвал ее вместе с ''Псалтирью рифмотворной'' Симеона Полоцкого и ''Арифметикой'' Леонтия Магницкого ''вратами своей учености''.
В 1630 г. при Кутеинском монастыре (под Оршей) начала свою деятельность типография под руководством Спиридона Соболя. С. Соболь, выходец с Могилевщины, известен не только как печатник, но и как переводчик, владевший белорусским, русским, украинским, польским, греческим и латинским языками. Выпуском ''Букваря'' С.Соболь открыл новую страницу в издании учебной литературы для начального обучения. Как считают исследователи, он впервые в Беларуси на титуле ввел название ''букварь'', до этого подобные книги назывались азбуками.
После отъезда Соболя из Кутейно типография продолжала действовать. Монахи Кутеинского монастыря выпускали произведения современных авторов и др. книги. Наибольшую известность приобрел ''Лексикон славеноросский .'' Памвы Беринды (1653), который был необходимой учебной книгой в братских школах.
В XYII в. в местечке Любча (Новогрудский уезд) существовала крупнейшая реформационная типография в Беларуси, в деятельности которой получили дальнейшее развитие просветительские, художественные и полиграфические традиции Скорины. Активно действовала типография в 1612--1620 гг. под управлением Петра Бластуса Кмиты. Типография выпустила около 100 изданий на польском и латинском языках, главным образом светского содержания.
Со второй половины XYII в. книгопечатание Беларуси вступило в полосу затяжного кризиса, который совпал с общим социально- экономическим кризисом Речи Посполитой. Продолжительные войны, ухудшение общественно-политических условий привели к разорению братства, к прекращению деятельности почти всех братских типографий. Временное оживление деятельности могилевской Богоявленской братской типографии произошло в конце XYII в., когда братство передало ее в аренду известному члену Могилевского магистрата Максиму Ващенко. М.Ващенко в 1672 г. в Вильно получил степень бакалавра философии и свободных искусств, а в следующем году - звание магистра наук. В это же время он познакомился с художником-графиком А. Тарасевичем, автором знаменитого ''Rosariuma'', и под его непосредственным влиянием овладел сложной техникой гравюры на металле.
М.Ващенко первым в белорусском кириллическом книгопечатании начал использовать гравюру на меди. Более 30 гравюр выполнил он к ''Акафистам и канонам''. Этот иллюстративный цикл - самое характерное и поистине новаторское произведение художника[2,c.53].
Иллюстративные материалы Могилевской братской типографии позволяют вести речь о существовании могилевской школы гравюры, главную роль в формировании которой, безусловно, сыграли Максим Ващенко, его сын Василь, Федор Ангилейко и другие типографы.
К концу XYII-XYIII вв. относится деятельность таких типографий, как униатская кириллическая типография в Супрасле, Слуцкая типография, Гродненская типография, основанная Антоном Тизенгаузом, Могилевская типография Станислава Богуша-Сестранцевича, Минская губернская типография, Полоцкая иезуитская типография, Слонимская типография М.-К. Огинского и др. В Несвижской типографии Радзивиллов был издан уникальный альбом, в состав которого вошло 165 портретов магнатского рода Радзивиллов, выполненных в технике гравюры на меди.
Во второй половине XYIII в. на территории Беларуси появились первые периодические издания. Гродно стал третьим городом Речи Посполитой (После Варшавы и Вильно), где выходил свой печатный орган - ''Gazeta Grodzenska''(1776-1780).
Уроженцы Беларуси принимали участие в развитии российского книгопечатания. Это Симеон Полоцкий и организованная им Верхняя типография в Москве, это Илья Копиевич, сподвижник Петра I, литератор, издатель, создатель гражданского шрифта.
В истории книгопечатания Беларуси, как в зеркале, отразилась многогранная и порой противоречивая судьба белорусского народа. Белорусский язык и культура, которые на протяжении многих столетий занимали лидирующее положение в Великом княжестве Литовском, с конца XYII в. постепенно сдают свои позиции. В XYIII в. на территории современной Беларуси существовало 12 типографий, которые использовали разнообразные шрифты (чаще всего латино-польские). Однако не было среди их печатной продукции книг на белорусском языке.
Популярные материалы:
Гощение невесты у жениха
В Заонежье существовал обычай приезжать невесте в гости к жениху, отгащивать, но он соблюдался не повсеместно и не был обязательным. Жених заранее приглашал невесту вместе с её подругами, а также своих близких товарищей и холостых родстве ...
Общественно-политическая жизнь Красноярска
в годы Перестройки
Перестройка открыла дорогу гласности и свободе слова. Люди, охмелевшие от предоставленных свобод, стали смелее высказывать свои мнения. В средствах массовой информации, в том числе и красноярских, началось повальное очернение прошлого. Од ...
Живая сила огня
По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июньское солнце.
Сам по себе «ярилин огонь» призван был «помочь» солнцу одолеть верхушку неба, он озна ...