Сибирская провинциальная старина

Материалы » Русская провинция: город Усолье-Сибирское » Сибирская провинциальная старина

Страница 1

Встает рассвет над сказочным раздольем,

Румянит новостроек корпуса.

Ты молодеешь, древнее Усолье,

Волнует сердце мне твоя краса.

Город сибирский древний

С трудной и славной судьбой,

Я навсегда остаюсь тебе верным,

Город над Ангарой.

Ирина Полякова.

Четыре столетия назад казачья дружина Ермака перешла Каменный пояс Уральских гор. Началось грандиозное по своим масштабам продвижение русских на восток. Исходным пунктом был Енисейский острог, основанный русскими в 1619 году. Служилые люди под именем енисейских казаков продвигались вглубь Восточной Сибири по рекам Ангаре и Лене. И по пути сооружали новые остроги: Илимский (1630), Усть-Кутский (1631), Братский (1631), Балаганский (1654) и др.

Первые русские переселенцы оседали в Сибири в основном по берегам ее главных рек. История нам не оставила точной даты, когда появились русские в том месте, где сейчас стоит наш город Усолье-Сибирское. Ну, примерно это произошло в середине 17 века.

Отряд енисейских казаков во главе пятидесятником Анисимом Михалевым остановился на ночлег в районе, где сейчас стоит курорт «Усолье». Не далеко от ночлега они заметили соляной источник. В то время, соль нигде не добывалась. Русские были вынуждены ее завозить из-за Урала. Анисим со своим братом Гавриилом решил построить на месте обнаруженного источника соляную варницу. Официально установить дату солеварения Усолье помог документ, хранящийся в Москве в Центральном государственном архиве древних актов. Т.е. город родился в 1669 году.

Братья Михалевы построили на малом Варничном острове избу, амбар, варницу. Через два года варница сгорела, после пожара они построили избу на Сосновом, а ныне Красном острове. Был свой скот, огород, занимались охотой и рыбалкой.

Выварка соли требовала большого труда, а рабочих рук не хватало. Братья пригласили работать с ними «исполу» посадских людей из Иркутского острога (1661) Семена Семенова сына Волынкина и Афанасия Натарева Куроптю. У них были свои семьи. Рядом с избой Михалевых возникли новые построения, которые были названы деревней Михалева.

Известный путешественник Николай Спафарий проплывавший вверх по Ангаре осенью 1675 с посольством в Китай так описывал это поселение: «На правой стороне - деревня Михалева, а стоит она на острове, а против той деревни остров, а на том острове соль варят той деревни Михалевы жители, а иным варить не дают…».

В 1676 году стали появляться первые дома на левом берегу Ангары, напротив Варничного острова. Но селились здесь люди неохотно – место топкое, болотистое. Вся территория нынешнего Усолья в то время представляла собой обширную заболоченную местность, густо заросшую лесом. Многие жители селились на Сосновом острове, где в 1723 году была построена Спасская церковь, и остров стал называться Спасским, а вместе с ним и поселение стало называться Спасской соляной слободой.

Только в конце 18 столетия администрация солеваренного завода распорядилась о переносе служебных и жилых домов на материковый левый берег. Часть свободных поселенцев перебралась выше за 1,5 версты по острову, и образовали Спасский выселок, переименованным позднее в поселок «Угольник».

Несколько семейств поселились на правом берегу Ангары в 2,5 версты и образовали деревню Бархатова и на том же берегу выше по Ангаре, деревню Жилкино. Еще несколько семей избрали для поселений верхний конец Спасского острова - деревня Ружникова. Большая же часть свободного поселения со Спасского острова переселилась на левый берег Ангары, образовав здесь крупный поселок «у соли». Так и возникло название будущего города - Усолье, т.е. город (тогда еще село) "у соли", а уже в 1940 г., к названию города добавили окончание "Сибирское", чтобы не путать его с другим Усольем, которое находится в Пермской области.

До конца 18 века на солеваренном промысле сменилось несколько хозяев. Основатель Анисим был одним из самых энергичных исследователей и рудознатцев Сибири. Ему принадлежит честь открытия знаменитого мусковита в районе Витима, прибайкальского графита и саянского нефрита. Соляным промыслом, в основном, занимался его брат Гавриил, и его сыновья Иван, Матвей, Филат, Вавила. Из-за недостаточных капиталовложений и нехватки рабочих рук прибылей промысел давал мало. С 1671-1681 год было выварено всего 2800 пудов соли.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Основные цели Индуизма
Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению которых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законн ...

Музей в деревне Ваймуша
В пинежской деревне Ваймуша уже несколько лет действует школьный музей «Истоки». Приезжают туда не только российские, но и иностранные туристы. Дом, в котором располагается музей, был построен в 1858 году. Он принадлежал известному на Пи ...

Классификация обрядов
Традиционной обрядностью занимаются ученые, работающие в различных областях: археологи, этнографы, фольклористы, историки культуры. Многие из них имеют свою точку зрения о критериях классификации обрядности. В. Ауновский выделял следующи ...