Великое княжество Литовское – колыбель белорусского этноса

Страница 2

При Ольгерде началось военно-политическое противостояние между ВКЛ и другим объединительным центром, который возник в северо-восточной части древнерусской территории – вокруг Москвы. Сосуществование этих центров привело к формированию двух самостоятельных этносов, которые одинаково пользовались старым этнонимом «русские». От одного из них происходит титульная нация современной России, от второго – белорусы и украинцы.

В 1385 году произошло не менее важное событие – династическая уния между ВКЛ и Польским королевством. Вскоре католицизм стал официальной государственной религией. Это включило Беларусь и Украину в сферу влияний западноевропейской цивилизации, еще более отдаляя их от других частей Руси.

Дальнейшая история русского населения ВКЛ – это уже история непосредственно формирующегося белорусского этноса, в ходе которой окончательно сложились те этнографические и языковые черты, которые впоследствии были осознаны как белорусские. Этногенез закончился, началась этническая история.

Значение ВКЛ не только в том, то оно сдержало политическое дробление ранее сложившихся на территории Беларуси княжеств, но и в том, что оно усилило интеграционные процессы, объединило исторические области, выделившиеся здесь ранее, закрепив тем самым ареалы этнической территории белорусов. В рамках ВКЛ оформились и основные признаки белорусской народности, а население белорусских земель уже осознавало себя самостоятельным народом, отличным от других, пользуясь названиями «русины», «руськие», «литвины», «литвины-русины», а затем и «белорусцы», «белорусы». И если в название «литвины» тогда вкладывался государственно-политический смысл (хотя это понятие выступало в разном значении , то термины «русины», «руськие», «белорусцы», «белорусы» наполнялись этническим содержанием, имея в то же время и религиозно-конфессиональную окраску. В исторической литературе спра-едливо подчеркивается: уже тогда формировавшийся белорусский этнос приобрел потенциал, позволивший ему, несмотря на все сложности последующего времени и даже потери своей социальной элиты (подвергшейся полонизации), не только сохранить свои особенности и традиции, но и превратиться в нацию, образование которой, по мнению И. Марзалюка, началось уже в XVI – первой половине XVII века.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Основные черты миграционных процессов на Ставрополье
В настоящее время Юг России, по-прежнему, остается самым сложным регионом с точки зрения обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российского государства. Здесь насчитывается около 20 «тлеющих» очагов конфликтов на те ...

Праздники весеннего цикла
Hа весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам мăнкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калăм кун и завершался сĕрен или вирем. Калăм — один из ...

Численность и структура крестьянской семьи в Сибири в конце XVIII - XIX вв.
При изучении типов крестьянских хозяйств дореволюционной России важное значение приобретает вопрос о числе работников в каждом из них и вообще – о размерах и структуре деревенской семьи. Установлено, что на размеры сибирской крестьянской ...