Особенности славянского расселения:

Материалы » Проблема этногенеза восточных славян » Особенности славянского расселения:

Страница 2

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни­чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного

дня я спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течение десятилетий1.

Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2. Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.

Другой взгляд на проблему сводится к тому, что Хазария являлась шитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов3. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

Как жили восточные славяне? Основным их занятием было зем­леделие. Они сеяли рожь, овес, просо, пшеницу. На севере господство­вала подсечная система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год сжигали и использовали золу как удобрение. Такая земля давала хороший урожай года три, затем нужно было искать новое место. На юге использовался перелог, когда после двух-трех лет посевов землю бросали и осваивали новый участок. Орудия были примитивными, и ведение хозяйства требовало огромных затрат труда. С этим мог справиться только коллектив, поэтому большую роль в деревне играла община — «мир», или вервь (сначала родовая, а затем территориальная). Занимались славяне также охотой, рыбо­ловством, бортничеством. Постепенно в сферу их хозяйственной дея­тельности стало входить скотоводство.

Общественная структура у восточных славян в VIII—IX вв. стро­илась на простых принципах «свой - чужой» и «свободный - несвобод­ный». В условиях сохранения родовых традиций эксплуатация сопле­менников исключалась. Рабы, используемые на самых тяжелых работах, формировались из пленных и их потомков. Во главе рода стояли старейшины, во главе племени — князь и совет старейшин («старцы градские»). Все важнейшие вопросы жизни племени реша­лись на народных собраниях — вече. Для ведения боевых действий выбирались вожди — наиболее смелые и удачливые воины, вставав­шие во главе дружин, появившихся уже в VII в.

Славяне, отличавшиеся смелостью и незаурядными физическими данными, тем не менее часто становились жертвой аваров, болгар, ви­зантийцев, хазар, варягов, поскольку те были более сплоченными. Му­сульманский автор Аль-Бекри писал, что «славяне — народ столь мо­гущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество колен и родов, никто в мире не мог бы им противостоять»2.

Итак, первоначально восточные славяне жили родами и племена­ми, но обширные осваиваемые пространства подталкивали их к уста­новлению территориальных связей вместо кровнородственных. В VIII—IX вв. они объединились в племенные союзы, имевшие при­знаки зарождавшейся государственности. Союзы возглавлялись кня­зьями, которые помимо военных функций имели права в сфере внеш­ней политики, управления, суда, религии.

Наследование княжения шло по линии рода, князь мог избираться или завоевать власть через убийство, что в те времена не было редкостью. Они совершали походы против Византии и других соседей, захватывали богатую добычу и рабов. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки, что ускорило распад первобытно - общинных отношений. Но хотя князю принадлежала верховная власть, основным субъектом власти все-таки был народ в целом, поскольку в механизме власти «князь — совет старейшин — народное собрание» решающее слово оставалось за последним.

Следующим шагом в развитии общественной организации были союзы племен, или суперсоюзы, которые в научной литературе называют еще протогосударственными образованиями. Первым из них был северный с центром в Новгороде во главе со словенами, вторым — южный во главе с полянами и центром в Киеве. Ряд исследователей полагает, что было и третье объединение, но центром его одни называют Рязань, другие Чернигов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, на базе Полянского союза племен (среднее течение Днепра) и части северян (между устьями рек Десна и Рось в районе Чернигова) сложилось крупное суперобъединение Русь.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Становление культа Сяо
"Если спрятать лодку в бухте, а холм в озере, скажут, что они в сохранности, но в полночь силач унесет все на спине, а невежда ничего не будет знать. В каком бы подходящем месте ни спрятать большое или малое, он все же исчезнет. Вот ...

Предмет этнологии
этнология этническая наука поведение Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной т ...

Образование Башкирской АССР
После победы Февральской революции в национальных районах бывшей Российской империи развернулась мощное национально-освободительное движение. В Башкирии национальный вопрос тоже стоял очень остро. Башкирский народ уже давно вел упорную бо ...