Возрождение казачьей культуры Юга России как системного явления
Сейчас, когда прошла эйфория первых казачьих съездов и праздников и можно спокойно и взвешенно взглянуть на результаты двадцатилетнего развития этого процесса, оказывается, что вынутых из старинных сундуков боевых наград прадедов, амуниции и пошива формы явно недостаточно. Сформировать то или иное казачье войско оказалось намного проще, чем осуществить подлинное духовное возрождение. Произошло это во многом потому, что не все руководители казачьего движения достаточно ясно представляли себе сложность и уникальность этого явления в российской и мировой истории и культуре. Ряд казачеств России - донское, кубанское, уральское, терское и др. создали во многом своеобразную культуру, традиционно отличавшуюся высокой духовностью и оказались в своем развитии в ХIХ - начале ХХ в. на стадии субэтносов русского народа. Поэтому основу своеобразия казаков России составляет не наличие тех или иных организационных структур, а традиционная культура, обладающая этнической спецификой.
Казачья культура - это сложнейшее системное явление, весьма самобытное. М.А. Рыблова пишет: «Понятно, что на «сквозняке» Дикого поля удерживались лишь определенные категории населения, обладающие своеобразными культурными стереотипами»[14].
Все блоки и компоненты казачьей культуры взаимосвязаны друг с другом. Этнокультурная, историческая память связана с материальной культурой, топонимикой, фольклором и т.д.; традиционная одежда - с верованиями, обычаями, самосознанием и т.д.; игры - с праздниками, традиционной системой ценностей и др. Невозможно в отдельности возрождать что-либо одно, например, только песенный фольклор.
В настоящее время имеется много народных ансамблей сохраняющих культурные традиции казачества. "Казачий курень", "Донцы", "Лазоревый цветок", "Вольная станица" исполняют казачьи песни и танцы не только на родине, но и гастролируют по всему миру. Они добились всеобщего уважения. Эти ансамбли часто бывают с гастролями в Волгограде. На каждый концерт казаков приходит много людей разных возрастов. Концерты проходят под сопровождение оркестра народных инструментов. Однако некоторые песни казаки исполняют без музыкального сопровождения. Казачья песня - многоголосая, распевная, сопровождается притопыванием, прихлопыванием, присвистом.
На концертах исполняются народные казачьи танцы. Мастерство исполнителей потрясает. Артисты одеты в народные казачьи костюмы: форменные чекмени, кафтаны из синего сукна, шаровары с алыми лампасами, высокие сапоги, фуражки, папахи. На поясной портупее висят шашки. Женщины на голову повязывают цветастые платки. Костюмы состоят из широких длинных юбок и тонких кофт. Все концерты представляют собой яркое красочное зрелище и надолго запоминаются.
Вот уже 18 лет в Волгограде работает "Государственный Донской казачий театр". Он возрождает национальные традиции донского казачества, песенное, танцевальное и театральное наследие. Одно из самых удивительных явлений фольклора донского казачества - народная драма. Спектакль " Я пришел дать вам волю " по одноименной повести В. Шукшина передает дух казачьей вольности, извечное стремление народа к свободе и справедливости. Степан Разин предстает перед зрителями властным и грозным борцом за национальные интересы донского казачества. В репертуаре театра такие спектакли: "Груня - атаман разбойников", "Хуторяне", "Кондрат Булавин", "Чубатые ребяты, или как казачки казаков уму-разуму учили", "Едут, едут по Берлину наши казаки". Эти спектакли созданы для самой широкой публики и охватывают всю историю донских казаков и современные проблемы возрождения донского казачества.
Увлечение историей казачества приобретает массовый характер, люди посещают не только концерты и спектакли, но и являются посетителями музеев и выставок. Конец Х1Х столетия был ознаменован в Новочеркасске торжественным открытием 22 ноября 1899 г. Донского музея. До сих пор он является основным музеем по донскому казачеству. Естественно, что музей во главе с директорм С.А. Сединко активно откликнулся на проблемы возрождения казачества. В музее чаще стали проводиться чисто "казачьи" мероприятия. Среди них можно назвать выставки, посвященные дворянскому казачьему роду Миллеров, участию казаков в Первой мировой войне, "Атаманский портрет ХVIII - ХХ вв." и др. Сотрудники музея подготовили сборник статей "Краеведческие записки" (вып.1-й) по казачьей тематике. В периодической печати стали чаще появляться статьи сотрудников музея на казачьи темы: И. Потапова, Л. Крайсветной, Г. Аликиной и др. Музей дает многочисленные консультации для организаций и населения по истории края и казачества, родословным и многим другим вопросам.
Популярные материалы:
Жители деревни Ваймуша
традиционный народный культура деревня
Жителя Ваймуши, как и любой пинежской деревни, легко узнать по фамилии. Родовые фамилии Ваймуши - Баландины, Ботовы, Елисеевы (очень теперь малочисленная), Коровины, Малеевы, Немировы, Нифантьевы, Н ...
Основные черты миграционных процессов на Ставрополье
В настоящее время Юг России, по-прежнему, остается самым сложным регионом с точки зрения обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российского государства. Здесь насчитывается около 20 «тлеющих» очагов конфликтов на те ...
Город Тюкалинск и его достопримечательности
Россия имеет богатое культурно-историческое наследие, обладает уникальными природными комплексами и ресурсами, она дала миру множество знаменитых людей
Город Тюкалинск находится в Западной Сибири на северо-западе Омской области на трассе ...