Из истории костюма кубанских казаков

Материалы » Из истории костюма кубанских казаков

Страница 3

Бурка - верхняя одежда в виде плаща - накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Название, вероятно, от русского обозначения цвета - "бурый". Па Кавказе бурки изготавливались кустарным способом, а с 1888 г, и на Тифлисской войлочной фабрике.

Прототипом бурки были простейшие накидки из войлока грубого сукна. На Кавказе употреблялись с бронзового века до начала XX в. В Х1Х в. бурка считалась "одеянием бедняков".

Бурка являлась наиболее целесообразной и характерной формой накидной одежды. Впервые упоминается в 1504 г. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки, надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости.

Для ХУШ-нач. XIX в. была характерна короткая, колоколообразная Б. с покатыми и узкими плечами. Этот тип сохранялся и в конце XIX в., затем бурка стала постепенно удлиняться.

В XX в. сложился второй тип - с прямыми, очень широкими (до метра) плечами и почти не расширяющимся книзу силуэтом. Кроилась с двумя швами по бокам, образующими жесткие выступы на плечах (нередко с деревянной подложкой). По устным источникам появление этого типа бурки относится к периоду первой мировой войны, а широкое распространение - к годам гражданской.

Па Северном Кавказе особенно ценились легкие и плотные адыгские бурки: карачаевские были теплее, но тяжелее. Красивые и высококачественные бурки изготавливали в Аварии (здесь шили и так называемые дамские бурки из белой шерсти).

Черноморским казакам в конце XVIII в. бурки полагались "по козачьему обряду", но фактически их роль походной одежды играли серяки. Известен один факт массовой выдачи бурок русским командованием: в 1789 г. по просьбе войскового судьи Антона Головатого для казаков, "не имеющих и самого нужного одеяния" из Кинбурнской крепости отпустили тысячу татарских бурок.

В первой трети XIX в. бурки в описях казачьего имущества встречаются очень редко. Вместо них употребляются все те же серяки и кожухи. Подавляющее большинство бурок приобреталось у черкесов. В документах выделяются два вида: "бурки простые" и "бурки с рукавами".

Русско-японская война 1904-1905 гг. ярко высветила все недостатки бурки в условиях современных позиционных войн. Специальная комиссия, созданная в ККВ в 1906 г. для обсуждения и устранения недостатков, обнаруженных войной, признала бурку "не только непригодной, но и обременительной". Она тяжела, громоздка; намокнув, долго парит. Попав мокрой на мороз (а высушить ее очень трудно), превращается в лубок, который невозможно скатать. Очень трудно в бурке идти против ветра. "В цепи, высоко торчащая, притороченная сверх сидора, она только выдает врагу". Комиссия предложила ввести вместо бурки суконное пальто или пальто из непромокаемой морской парусины. Предложение эти реализованы не были.

В годы первой мировой войны кубанским казакам казна стала отпускать шинели но образцу кавалерийских (приказ по военному ведомству 561 от 8 октября 1915 г).

В принятом Радой 19 апреля 1917 г. проекте военной службы казаков говорилось: "Бурку заменить венцерадой (плащ-палаткой), плащом или шинелью". Тем не менее, бурка употреблялись и в последующие годы, но количество их катастрофически сокращалось. На заседании Рады 3 сентября 1919 г, было доложено, что для снаряжения "Кубанской армии в Краевом интендантстве нет ни одной бурки, а на рынке цена на них подскочила до 600 руб." Сам перечень наименований одежды говорил о её "происхождении".

Например, шапка - продолжение головы.

Головным убором казаку служила папаха барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Культура нашего края в ХVII—ХVIII веках
В 1781 году саратовский комендант И. К. Бошняк получал указ Екатерины II о том, что нужно открыть народные школы для обучения российской грамоте, письму и арифметике всех тех кто добровольно пожелает в них обучаться. Однако саратовские об ...

Крымские армяне, болгары, греки и немцы
В 1941 г. по распоряжению советского правительства из Крыма в восточные районы СССР были депортированы немцы – около 51 тысячи человек; в мае 1944, после освобождения Крыма от фашистов, депортированы крымские татары и остатки немцев Крыма ...

Этнические процессы ХХ века
Динамика численности населения на протяжении всего XX столетия отличалась еще большей интенсивностью. Население Земли выросло более чем на 3 млрд человек, или практически в 3 раза. При этом быстрее всего росло население Латинской Америки ...