Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина
Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина.
Пушкинская лира звучала – нежно, призывно, чарующе – на Руси святой. Псковские пущи, Михайловские перелески, подмосковные боры, болдинские рощи, тамбовские урочища, липецкие сосняки, сокольские дубравы, корабельные лесосеки под Добрым и Воронежем – одухотворялись Пушкинским, неповторимым. Иван Бунин, начиная свой путь, в «Подражании Пушкину», воспевая родину предков Пушкина, скажет:
Ты видишь – Я красы твоей не позабыл
И сердцем чист, твой мир благословляю…
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.
«Обетованный отеческий край» …Земля» отчичей и дедичей»… Михайловское, Захарово, Болдино, Кореневщино, Сокольск, Липецк, Елец…
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян…
«Могучих предков правнук бедный».
Наша задача провести исследование глубокой связи А.С. Пушкина с Липецким краем, проживание предков великого поэта на Липецкой земле, и его проезд по территории края, и пребывание в некоторых населённых пунктах.
С детства для Пушкина были значимы принадлежность к славному в истории роду – легендарный родоначальник Радша – «Родов дряхлеющий обломок», служивший Святому Александру Невскому.
А.П. Ганнибал – прадед по матери А.С. Пушкина, сын эфиопского князя. Камердинер и секретарь Петра I, который увековечил Ганнибала в повести «Арап Петра Великого».
…И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь чесменских пучин
Громада кораблей всплывала,
И пал впервые Наварин…
В летописях встречаются имена древнего рода Пушкиных, обустраивавших и оборонявших Тамбовско-Липецкий край, где селились посадские люди, потому что сторона была благодатная: хлеба, рыба и всякая живность.
Почти полвека ближайшие предки А.С. Пушкина – от прадеда Фёдора Петровича, до матери Надежды Осиповны Ганнибал, жизнями, судьбами своими связаны с Липецким краем. На слуху названия старинных селений: Капитанщино, Сокольское, Кореневщино, которые имеют прямое отношение к старинному дворянскому пушкинскому роду.
В документах 1782 года значится «деревня Плавица, Пушкино то ж», – владение Салтыковых, расположенная на реке Плавице. Название связано с фамилией дворянского рода Пушкиных. Но село скоро вышло из владений этой фамилии.
В начале XVIII века основано Капитанщино, имевшее другое название: деревня Семёновка. В 1746 году прапрадед Пушкина, Алексей Фёдорович, выйдя в отставку в чине капитана, и в знак уважения своего воинского звания назвал село Капитанщино.
Следует отметить, огромный интерес, в целях исследования, села Кореневщино, откуда берет начало один из старинных корней пушкинского рода. Исторические свидетельства констатируют, что село основано в XVII веке рязанским дворянином Кореневым. Называлось оно также Покровским, по названию Покровской церкви.
Фёдор Петрович Пушкин, прапрадед поэта, был женат на дочери Ивана Михайловича Коренёва Ксении. Они были людьми прижимистыми и из года в год прибирали к рукам соседние земли при сёлах Богородицкое, Кузьминка, Филатовка. Хозяйственная жилка перешла к их единственному сыну Алексею Фёдоровичу.
В Кореневщино жили и прадед Пушкина Алексей Фёдорович Пушкин, с прабабкой Сарой Юрьевной, дочерью коломенского помещика, нижегородского вице-губернатора, любимца Петра Великого.
На протяжении нескольких поколений дворянские семьи неоднократно роднились. Так и у Пушкиных. У бабушки поэта Марии Алексеевны и её зятя Сергея Львовича – деды Александр Петрович и Фёдор Петрович Пушкины были родными братьями.
Доброе и Коренищево – родные места для Марии Алексеевны Пушкиной, бабушки А.С. Пушкина. Каковы же они, родные места Марьи Алексеевны, о которых она рассказывала своему любимому внуку.
Село Доброе – центр Добровского района, на правом берегу реки Воронеж. Село названо по урочищу Доброе Городище, где когда-то было укреплённое селение ещё до монголо-татарского нашествия. Название означало доброе, хорошее место для поселения на тенистых и туманных берегах, с озёрами на заливных лугах.
Судьба распорядилась так, что родные места Марии Алексеевны буквально «запортретировал» талантливый «лирик в прозе» Александр Иванович Левитов. Левитовские поэтические свидетельства приобретают при этом особый смысл… «Степная дорога днём», «Степная дорога ночью», «Сельские тревоги», «Типы и сцены сельской ярмарки»….
Весна, окрестности Кореневщино, Доброго, типичные местечки Подстепья…»Всё выше и выше поднималось солнце – и с этим вместе роскошнее и роскошнее делался весенний сельский день: он весь был наполнен тёплыми, ярко-цветными красками, которые медленно и плавно лились с неба, дышавшего какой-то задумчивой и страстной жизненностью. Нежно звеневшие звуки несмолкаемо раздавались в расцвеченном солнечными лучами дневном свете и будили, таким образом, сельскую жизнь, заморенную гневной зимою. Эти вёсны воспеты и гением Пушкиным:
Популярные материалы:
Сватовство
Молодой человек, посещая общественные места, веселья, торжества, присматривал себе невесту. Парень и девушка свои отношения обычно держали втайне от родителей и даже от друзей. Хотя те и догадывались, делали вид, что ничего не знают. В ну ...
Народные художественные традиции празднования Масленицы
Период празднования (семь недель перед Пасхой). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Ведущие поло-возрастные группы. Блины и другие блюда ритуальной народной кухни. Масленичное чучело - как символ праздника. Обряд сжи ...
Уездный город
В 1688 году указом Петра I самарской крепости был присвоен статус города. Самара стала не только военным форпостом, но торговым центром. Именно через Самару осуществлялась торговля России с Востоком. Постепенно, благодаря необычайно выгод ...