Вопрос шежере. Башкиры Самарской и Челябинской областей
У многих народов сохранилась традиция помнить свою родословную. Знать имена своих предков до седьмого колена до настоящего времени считается обязательным для жителей индийского штата Ассам, для калмыков, а также для башкир. Что же такое шежере? Известный этнограф Р. Г. Кузеев перевел шежере как "генеалогическая летопись". Шежере – это генеалогическая летопись башкирских племен и родов, в которую вносились имена предводителей родов по мужской линии и включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Наличие шежере в башкирском роде было так же обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. Согласно обычаям, башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена. Кроме родословных и исторических событий, шежере обычно содержал богатый материал о территории обитания того или иного рода (с указанием географических названий). Шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, поэтому оно представляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этим шежере башкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили.
Потерять шежере рода считалось большим позором. По рассказам стариков,
потеря родословной летописи истолковывалась как забвение памяти отцов, чем башкиры очень дорожили.
В старинных родословных есть даже объяснение о цели создания шежере. В известном эпосе «Огуз - наме» это сформулировано достаточно четко, здесь есть такие строчки: «Дети каждого из вас должны знать свои места, ранги, занятия, имя (прозвище), а также родовые атрибуты. Сделать это необходимо для устойчивости государства и для обретения доброго имени вашим племенам».
В более широком смысле шежере - не только генеалогическая летопись, не только родословная, но и бесценный источник изучения истории башкирского народа, летопись важнейших событий и фактов. Поэтому историки в своих работах ссылаются на башкирские шежере.
Башкиры Самарской области также имеют свои шежере. Один такой источник был обнаружен у жителя деревни Кочкиновка Большечерниговского района К. М. Хабибуллина (1921 г. р.).
Данное шежере восходит к самому Чингиз-Хану, а одним из его потомков является Башкорт - легендарный родоначальник башкир.
Это не удивительно - во многих шежере описание исторических событий и личностей сочетается с легендами.
Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии).
Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз. Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада.
Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей.
Это писатели Рашит Нигмати (1909—1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901—1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905—1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893—1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892—1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891—1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913—1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955—1971).
На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области.
Популярные материалы:
Этногенез и его основные
факторы
Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимо ...
Формирование празднично-обрядовой культуры
алтайского этноса: Содержательные и технологические аспекты
У алтайцев также есть и свои национальные праздники, которые подчинены хозяйственному циклу. Единица измерения времени состоит из двух больших циклов: холодного и теплого. В календарных праздниках наиболее значимыми считались обрядовые пр ...
Магия купальской ночи
По поверью, Ивановская ночь считалась временем разгула нечисти, все наполнялось чудодейственной силой, деревья переходят с места на место, разговаривают между собой птицы, животные, растения, некоторым удавалось понять их речь. На болотах ...