Возникновение поселка Арья. Округа
Русские начали заселение Урень-края с середины XVll века, после того как в 1661 году на марийских угодьях в междуречье Усты и Черной были выделены земли для поселения крестьян. По переписи населения 1719 года на территории Уренщины было зафиксировано 6 русских селений, в том числе Большая Арья, Темта и Титково. По переписи населения 1747 года уже значатся Кочешково, Шалега, Песочное. Эти селения и поставят потом для поселка немало рабочей силы.
Слово Арья, относящееся к протекающей рядом с поселком реке, обозначает на татарском языке (600 лет Урень-край входил в состав Казанского ханства) не что иное, как водный объект вообще: «ар», «арьа», «арай» - речка, ручей, сырой луг. В целом водными объектами жителей поселка бог не обидел. В полукилометре речка Шалежка, в полутора – озеро Кочешковское, в четырех – озеро Титковское, река Уста и река Вая.
История современного посёлка начинается с 1927 года, когда по железной дороге Нижний Новгород – Котельнич начинается регулярное движение поездов, и возникают станции и полустанки. Один из полустанков получил название Новая Арья по соседней деревне Большая Арья. Посёлок начал заселяться с 1933 года.
Первыми строениями поселка стали шпалорезкка, склад лесопродукции, жилой засыпной барак на 4 семьи. Первые частные дома появились на Второй Железнодорожной улице в 1939 году. Первыми жителями стали семьи раскулаченных и высланных с Урала, из Тонкинского района. Первыми строениями посёлка стали шпалорезка, склад лесопродукции, жилой засыпной барак на 4 семьи. Первые частные дома появились в 1939 году.
В 1940 году Арья получила статус посёлка. В 1974 году посёлок Арья приобрёл статус рабочего посёлка. Рабочий посёлок Арья - самое молодое поселение Уренского района. Вместе с тем – второе после райцентра по численности населения и социально – экономическому потенциалу.
Самый первый дом. Фото 1948 года
Популярные материалы:
Народные художественные традиции празднования Масленицы
Период празднования (семь недель перед Пасхой). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Ведущие поло-возрастные группы. Блины и другие блюда ритуальной народной кухни. Масленичное чучело - как символ праздника. Обряд сжи ...
Образование и грамотность раскольников
Грамотность была широко распространена среди раскольников, это можно заметить, ведь почти все раскольники, дававшие показания, подписки и т.п. сами их подписывали, в то время как в документах вместо подписей «простолюдинов» находится или ...
Жители деревни Ваймуша
традиционный народный культура деревня
Жителя Ваймуши, как и любой пинежской деревни, легко узнать по фамилии. Родовые фамилии Ваймуши - Баландины, Ботовы, Елисеевы (очень теперь малочисленная), Коровины, Малеевы, Немировы, Нифантьевы, Н ...