Брак и его формы

Страница 1

Порядок заключения брака и свадьба у высшего и низшего сословий балкарцев и карачаевцев во многом отличались. В высшем сословии брак заключался по расчету, преследовалась цель, получить побольше калым. У жениха и невесты очень редко спрашивали их согласия на брак. Богатые роднились с богатыми — с лицами, равными себе. Князья и дворяне считали себя людьми благородного происхождения. высоких нравов, поэтому заключение брака с представителями низшего сословия было равносильно позору. Запрещалось не только выдавать за них замуж своих до- черей и женить сыновей, но и дружить с ними, посещать их дома.

О браке в крестьянской среде В. Я. Тепцов писал: «Доверенные отправляются к родителям невесты и сговариваются с ними. Если соглашение между доверенными жениха и родителями невесты состоится, то призывается невеста, и ее спрашивают, согласна ли она выйти замуж за такого-то. Невеста, но обычаю, должна ответить: «Кто мил моим родителям, тот мил и мне» или «Я исполню волю моих родителей» О нежелании невесты догадывались только по второму ответу. Отвечать же отказом она, по обычаю, не имела права. А если она молчала, то это значило, что жених ей не нравится». По обычаю, девушка не имела права говорить слово «люблю» в присутствии отца, дедушки, братьев. Если ответ девушки был непонятен сватам и ее родителям, тогда ее уводили в другую комнату, и женщины у нее спрашивали, любит ли она предлагаемого ей жениха.

Если девушка расплетала косу и заплетала волосы в две косы, это говорило о том, что она согласна выйти за того, кого ей предлагают. Знаком согласия было, если на голову она надевала высокую шапочку с платком или белый платок. Девушка могла отказать, попросив подать соответствующую пищу. Если она говорила: «Отдайте всю пищу жениху», было ясно, что это — полное согласие. Узел большого платка на затылке — отказ. Праздничное платье, надетое без пояса, — отказ. Если девушка говорила: «Чабакъчы чабакъны тутду» — «Рыбак поймал рыбу», «Къуш кегюрчюнню тутду»—«Орел поймал голубку», «Кюн чыгъады» — «Солнце восходит», «Ай жарытады»— «Светит луна» — это означало согласие. Бывали случаи, когда родители свою дочь выдавали замуж против ее воли.

У молодого человека прав в заключении брака было больше, чем у девушки. Он чаще сам выбирал себе невесту. Но бывало и так, что невесту сыну искал его отец. Если девушка не нравилась сыну, то он давал понять об этом родителям следующим образом: шапку надевал наоборот — верхом на голову; отворачивал правый рукав черкески; правую полу черкески затыкал за пояс; целое яблоко клал на стол. Если девушка нравилась, то поступал так: отворачивал левый рукав черкески, затыкал за пояс левую полу черкески; шапку надевал с наклоном влево; яблоко делил пополам; вытаскивал один газырь; вынимал кинжал из ножен; показывал подарок девушки — носовой платок (къол жаулукъ). Отказ или согласие он мог выразить словами. Выражения «Жай да келир, къыш да келир» — «Наступит и лето и зима» означали отказ, а выражения «Кимни арбасына минсенг, аны жырын жырла» — «На чью арбу сядешь, его песню пой», «Мени сюйген жырым «Акътамакъ» » — «Моя любимая песня «Актамак» », «Мени сюйген тепсеуюм «Къысыр» »—«Мой любимый танец «Кысыр» »— согласие. Слово «люблю» мужчина мог произнести только перед своей возлюбленной и наедине.

Одной из форм заключения брака являлось умыкание невесты. К умыканию — похищению — прибегали по разным причинам. Например, молодой человек и девушка очень любили друг друга, и родители обеих сторон не были против их брака, но он не имел возможности заплатить калым, и тогда родители девушки давали согласие на ее похищение. Жених со своими товарищами увозил невесту, которая ждала их в условленном месте. Ее родители для вида устраивали за ними погоню, скандал. Н. П. Тульчинский об этом писал так: «Когда есть согласие на брак, но у жениха нет калыма, то в подобных обстоятельствах претендент с товарищами выкрадывает девушку, и родители последней волей-неволей должны мириться с совершившимся фактом». Старшие со стороны жениха обычно улаживали дело.

Если парень похищал девушку без ее согласия, она могла покончить с собой. Когда его догоняли, то девушку возвращали родителям, а его наказывали. Насильственное похищение всегда сурово осуждалось.

Бывало и так. Родители хотели выдать свою дочь за человека, который нравился им, и дочь давала на это согласие, чтобы не обидеть их, но сама любила другого. Тогда девушка могла договориться со своим возлюбленным, чтобы он похитил ее. Совершившееся дело старались уладить калымом.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

1600 - 1700 года
Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склон ...

Особенности формирования фольклора нижнетерского казачества в xviii-xix вв.
Самобытным, живым памятником истории и культуры Нижнетерского казачества является народный фольклор, песни, сказания. Наиболее ярко отражается процесс исторического самосознания роли казачества именно в их песнях. Любили песню в казачьих ...

Клуб СДК «Приморский»
Здание клуба построено в сороковые годы прошлого столетия. Постепенно к нему было пристроено еще несколько модулей, а также сооружена танцплощадка. Менялись руководители, но клуб по-прежнему остается местом для проведения досуга, воплощен ...