Сватовство
Молодой человек, посещая общественные места, веселья, торжества, присматривал себе невесту. Парень и девушка свои отношения обычно держали втайне от родителей и даже от друзей. Хотя те и догадывались, делали вид, что ничего не знают. В нужное время молодой человек официально сообщал своим родителям через сестру или друга, кто у него невеста и откуда она. Это он мог сделать лишь в том случае, если знал, что родители одобрят его выбор, и не будут препятствовать. Если невеста жила в другом селении, то родители жениха вначале посылали туда близкого им человека в роли посредника, чтобы тот разузнал, какая она. Он приезжал в это селение под видом гостя, останавливался по закону гостеприимства в любом доме и через хозяина этого дома узнавал о ней подробнее. Возвратившись домой, посредник сообщал родителям жениха о результатах своей поездки. Потом с этой же целью в селение невесты ехали сами родители жениха.
Б. А. Ланге писал о балкарских сватах: «Что касается брака, то он заключается путем свободного уговора с родителями невесты, причем предварительные переговоры поручаются кому-либо из родственников жениха. Сначала собираются сведения о семействе, к которому принадлежит невеста, и если, по справкам, окажется, что семейство это удовлетворяет условиям обычая, т. е. хорошего происхождения — равного с желающим свататься, имеет достаточное состояние, то приступают к сватовству. Родственник, которому поручены переговоры, отправляется к родителям невесты и, смотря по обстоятельствам или прямо, объявляет им о цели своего приезда или дает знать о ней намеками. Тогда собираются все родственники девушки и сообща решают, принять или отклонить предложение. Если и жених, в свою очередь, удовлетворяет всем требованиям обычая, то родственники дают свое согласие на брак, но не решают вопроса окончательно» .
Имея все нужные сведения друг о друге, обе стороны готовились к переговорам о браке. Во главе сватов назначали близкого к жениху человека, уважаемого, красноречивого. Обычно это был дядя по матери. В состав сватов жениха входили родственники, близкие знакомые, соседи и родственники невесты, если они жили в его селении (последние могли оказать помощь сватам жениха). Первое посещение сватов предполагало знакомство с родителями и родственниками невесты. Их принимали по закону гостеприимства как самых дорогих и почетных гостей — у очага, где горел огонь. Очаг считался в доме святым местом, и приему очага означал, что сватам оказывается высокая честь. Хозяйка дома ставила у очага три полена, давая этим понять сватам, что переговоры одним посещением не кончатся, что им придется посетить дом невесты три раза. Поставленный у очага чистый чугун говорил: пока ничего ответить не можем. Очажные щипцы в вертикальном положении показывали, что родители хотят спросить согласие невесты на брак. Шампур в вертикальном положении — отказ от брака. Полное ведро воды — надежда на брак. Когда шли переговоры сватов с родней невесты, в очаге постоянно поддерживали огонь. Обе стороны верили: если все время будет гореть огонь, то переговоры окончатся удачно, а если огонь потухнет, то нет. Во время переговоров старались не ругаться, не проявлять неудовольствия, быть сдержанными. Огонь в очаге выступал как очистительная сила, способная помочь в успехе переговоров. Тушить огонь, когда шли переговоры, считалось большим оскорблением для сватов.
Большое значение во время переговоров имели пища и напитки. Горячую пищу для сватов готовила невеста. Это был для нее экзамен: каждая горянка обязана была уметь вкусно приготовить любое блюдо. Хозяева дома старались, подать гостям самую лучшую пищу, даже если они им не нравились. Если на стол подавалось парное молоко, сваты должны были понять, что невеста еще очень молода, айран — у невесты старшая сестра еще не вышла замуж, а, по обычаю, младшей не полагалось раньше нее выходить замуж. Масло на столе — невеста богатая. Сыр — невесту сватает много женихов. Яйцо в сметане — родители невесты хотят узнать поподробнее о женихе.
При первом посещении сваты преподносили невесте небольшие подарки — платок, кольцо, серьги, бусы, зеркало, браслет, отрез на платье, мыло, ножницы. Если подарки принимались, значило, что переговоры будут продолжаться.
Сваты возвращались домой, и сообщали о результатах визита. О времени второго посещения родители невесты сами сообщали родителям жениха. Получив приглашение со стороны невесты, сваты снова отправлялись на переговоры. Стол для них накрывался как можно богаче. Если перед старшим ставили отдельно один кусочек печени, это значило, что сватам надо посетить дом невесты еще один раз — еще якобы не все решено. Если переговоры шли благоприятно, то старший из сватов раздавал детям почетную пищу — голову, в которой каждый кусочек имел смысловое значение. Ухо, данное ребенку, было, пожеланием, чтобы уши слышали хорошо. Глаза — чтобы хорошо видел. Язык — красноречиво говорил. Мозг — был умным. А ноги — чтобы хорошо бегал. За успешные результаты переговоров; пили бульон — шорпу.
Популярные материалы:
Особняк Кшесинской
Рядом с Домиком Петра I в начале XVIII в. сформировался большой участок парадной застройки. Вдоль берега Невы выстроились дома виднейших сановников. В начале XVIII в. в районе набережной возникают городские улицы, первая из них, появившая ...
Этнические контакты и типы этнических процессов
В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разн ...
Ботный домик
На Соборной площади прямо перед Усыпальницей расположен Ботный дом или домик. Он был построен в 1761 1766 гг. архитектором А.Ф. Вистом для хранения ботика Петра I, на котором юный царь постигал основы флотского дела.
Когда в первой четве ...