Краткий экскурс в историю
Евпатория один из самых древнейших городов в Крыму, ее история насчитывает более 2500 лет, она была основана греческими колонистами из Милета. Но пожалуй нет сейчас в Крыму города чья история до такой степени окутана туманом.
История древней иудейской диаспоры в Крыму динамична, многогранна и увлекательна.
Первые иудой поселились в Крыму на Боспоре Киммерийском конце II в. — I Вв. до н. э. В период существования Понтийской державы Митридата VI Евпатора, объединившего под своей Властью Малую Азию, значительную часть Кавказа и греческие государства северного побережья Понта Евксинского. В это Время евреи проживали Во многих малоазийских городах и на Балканах. Так, В 1981 г. болгарские археологи обнаружили синагогу, построенную в III в. до н. э.
По-видимому, основным центром еврейской диаспоры на полуострове стал Пантикапей (Керчь), столица Боспорского государства. Это крупное по причерноморским масштабам государство территориально и политически оформилось, В основном, В IV в. до н. э. н всегда играло заметную роль в политической жизни региона и в международной торговле. Его гражданской основой было население многочисленных греческих городов, располагавшихся в Восточном Крыму (Европейский Боспор). Боспорским царям были подчинены многие приазовские и прикубанские варварские народы.
«Согласно летописным свидетельствам, евреи появились на территории Крыма свыше двух с половиной тысяч лет назад в колониях, основанных греками. Об этом писали историк и философ Филон Александрийский (I ст. до н. э.), географ Страбон и еврейский историк Иосиф Флавий. Их свидетельства подтверждаются археологическими и эпиграфическими находками.
Русский исследователь минувшего столетия В. Кондараки утверждал, что иудеи жили в Тавриде не меньше чем за два столетия до христианской эры, а также что иудеи самаритянского племени с давних времен жили в Херсонесе. Караимский раввин Иешуа Коен из Феодосии писал, что в III столетии до н. э. около шести тысяч евреев-пленных оказались в районе Тамани. Оттуда они переселились в крымские города Керчь, Феодосию, Мангуп, Старый Крым и Чуфут-Кале. Евреи также обосновались в Мисхоре (близ современной Ялты), Херсонесе (территория нынешнего Севастополя) и других местах.
Это были города-государства, каждое из которых имело правительство и войско, чеканило свою монету. Они вели торговлю с разными странами, принимали и отправляли торговые караваны. Почти в каждом из них существовали еврейские общины. И. Флавий по этому поводу писал, цитируя Страбона: «Иудеи проникли уже во все города, и нелегко найти место на земле, где бы ни обнаружилось это племя[10]».
Сведения о, евреях Причерноморья приведены в статьях Э. Соломоник и Д. Даньшина. Филологи Петербурга, которые обнаружили еврейские имена в надписях Боспора, поддержали гипотезу относительно проживания евреев в Крыму во время правления понтийского царя Митридата VI Евпатора (121—63 гг. до н. э.), который объединил под своею властью Малую Азию, значительную часть Кавказа и греческие города северного побережья Понта Эвксинского.
«По данным ономастики, эллинизированные евреи пришли в Пантикапей из Малой Азии и Фракии. Известно, что они жили тогда в восточной части Крымского полуострова, в Боспоре, и уже позднее расселились по северному склону южных Крымских гор. Тогда образовались три главные общины — в Солхате, Кырк-Ере и Мангупе. Большинство еврейских памятников Крыма, датированы первыми столетиями н. э. и найдены на территории, бывшего Боспорского царства.
Двухтысячелетняя история евреев в Крыму богата событиями, связанными с различными режимами в здешних местах. Вероятно, именно этот народ убедил руководителей Хазарского каганата принять иудаизм. Немало фактов свидетельствуют о связях крымских евреев и каганата с единоверцами Киевской Руси[11]».
Наиболее раннее упоминание о евреях на территории Евпатории относится к теории образования названия Керкенитида. Б.Кене, по его мнению название городу дали как производное от еврейского слова КАРКА обозначающее земельный надел, почву занятую под постройку города[12].
«После 3в. н.э. Когда в Тавриду вторглись готы, а в 4 в. орды кочевников гуннов сметавшим все на своем пути, в том числе и Кекинитиду. Кажется логичным, что с этого времени и на долго жизнь повсюду в крыму замирает, и только в трудно доступных местах она сохранилась[13]».
Но это не так как показывают, хоть и очень скудные археологические находки жизнь существовала и в северо-западному Крыму.
Греческая Керкенитида, видимо в какой то мере восстановленная в византийские времена, была, надо полагать. Как и все степное побережье присвоено хазарами.
Популярные материалы:
Примеры этнотерриториальных конфликтов в Республике Дагестан
Основными проблемами в отношениях между национальностями республики являются взаимные территориальные притязания (при общем дефиците земельных площадей), особенно в связи с необходимостью решения проблем репрессированных в 1944 году чечен ...
Последствия роста народонаселения
До сих пор мы уделяли главное внимание анализу причин изменения размера и состава населения. А сейчас попробуем определить: каковы последствия изменения численности и состава населения?
...
Земледелие
Основу андроновского хозяйства, как было описано выше, конечно, составляло скотоводство, но чисто скотоводческое хозяйство вряд ли могло вообще существовать в ранний период при отсутствии земледельческого окружения. Этнографические данные ...