Украшения и вышивка
Украшения крестьянок не были богатыми или очень затейливыми, однако, простые цветные бусы, низка бисера или серьги прекрасно дополняли образ и создавали стиль, присущий только тому или иному региону страны. Это были популярные подвески из простых металлов, кости, камней, бусы (стеклянные, янтарные, коралловые, у зажиточных слоев - иногда жемчужные, рубиновые). При компановке бусин придерживались принципа симметрии[9].
В праздничном белорусском народном костюме наши предки располагали богатые вышивки на манжетах, воротниках, по краю одежды - не просто как украшения. Красным цветом, цветом обереги закрывался доступ к телу. Защищали себя от сглаза, от отрицательной энергии. Знаки орнамента так же несли определенный смысл, и сегодня могут рассказать специалистам кем и для чего вышивался узор. Кто хоть раз надевал традиционный белорусский костюм, обязательно ощущал эту защищённость, заложенную цветом и знаками орнамента. Основными символами были земля, солнце, урожайность, плодовитость, любовь, круговорот природы. Культовым также являлся образ матери-прародительницы.
Изначально узоры были геометрическими и полихромными, а позже стали вытесняться цветными растительными мотивами. Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры.
Одним из древнейших и развитых видов бытового искусства белорусов является вышивка, сохранившая в силу экономических и природно-географических условий немало самобытных черт и особенностей. Она неотделима от народного костюма. Являясь составным элементом культуры, вышивка отражает социальную среду ее бытования, художественные вкусы и мастерство ее создателей, их представления об окружающей действительности.
Подобно другим видам народного орнаментального творчества вышивка несет на себе яркий отпечаток общеэтнической и локальной принадлежности, отражая тем самым историю развития народа в целом и его отдельных груш. Поэтому результаты ее исследования дают возможность осветить некоторые вопросы этнокультурной истории народа.
Преобладающим и повсеместно распространенным материалом для вышивания являлись хлопчатобумажные нити белого, красного, черного (синего) цветов. Разнообразие терминологических обозначений, каждое из которых связано с определенными районами бытования, обусловлено этнокультурными связями, а также путями проникновения хлопчатобумажных изделий на территорию Беларуси.
Льняные и шерстяные нити использовались для вышивания в меньшей степени. В рассматриваемое время первые шли в основном для строчевого шитья, вторые - для орнаментации суконных, шерстяных тканей одежды и предметов обихода. Рассмотрение разнообразных способов выполнения белорусской народной вышивки требует классификации ее технических приемов. Прежде всего вышивку можно условно разделить на два типа: по целой ткани и сквозной. Последние в свою очередь подразделяются на подтипы: счетные вшивки, выполняемые с учетом структуры ткани; несчетные - по предварительному контуру. Дальнейшая классификация предусматривает выявление определенных групп технических приемов с учетом их функционального назначения и места, которое они занимают в вышитом декоре. И, наконец, последним звеном является выделение определенных видов швов.
Основной и преобладающий тип - вышивка по целой ткани - в диалектных говорах представлен следующими терминологическими обозначениями: "вышыванне", "нашыванне", "ушыванне", "абшыука", "вышыука". Иногда об украшении тканей способом вышивания говорили так: "насмыкаць".
Здесь применялись все группы технических приемов, однако центральное место отводилось украшающим швам, основное назначение которых заключалось в декорировании основы.
В этой группе простейшими являются швы, называемые в специальной литературе "вперед иглу", "за иглу". Способ выполнения первого заключается в пропускании нити через ткань от правой руки к левой. Шов имеет вид пунктирной линии, в которой длина стежков и интервалов варьировалась по необходимости. При выполнении второго шва нить также идет от правой руки к левой, но игла вкалывается за ниткой на расстоянии одного стежка, а выводится на поверхность на расстоянии двух стежков от места выхода нити из ткани. В результате на лицевой стороне образуется пунктирная линия, на изнаночной - сплошная. В счетных вышивках эти швы служили основой для многих традиционных технических приемов. Как дополнительный, шов "вперед иглу" применялся при линеарном обрамлении орнаментальной полосы; в таких случаях использовались нити черного или синего цветов: "Паускрай узору - абводзенне чорным горынем". Для получения контура орнаментальной полосы во многих регионах использовался стебельчатый шов в вцце плотно прилегающих друг к другу стежков, каждый из которых наполовину выступает из-за предыдущего.
Популярные материалы:
Сватовство
Молодой человек, посещая общественные места, веселья, торжества, присматривал себе невесту. Парень и девушка свои отношения обычно держали втайне от родителей и даже от друзей. Хотя те и догадывались, делали вид, что ничего не знают. В ну ...
Авторская программа по сохранению и развитию празднично-обрядовой
культуры алтайского этноса
Паспорт
социально-культурной программы "Эхо Алтая" по сохранению и развитию празднично-обрядовой культуры алтайского этноса.
Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет ...
Татарский костюм
Татарский костюм создавался в течение столетий. Однако национальный костюм можно увидеть сегодня лишь на театральной сцене или эстрадных площадках, в концертных постановках музыкальных коллективов.
Он включает одежду как повседневную, та ...