Праздники

Страница 1

Троица

Библейская легенда повествует о том, что на пятидесятый день после Чристова Воскресения на его учеников – апостолов сошел святой дух. Апостолы заговорили на разных языках, никогда им не учившись. Это было указание Бога-отца нести весть о христианстве "всем народам и языкам". Эта легенда подтверждает существование пресвятой Троицы: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Таков религиозный смысл этого праздника.

А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником – Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг седьмой недели после Пасхи.

Юную девушку на пороге взрослой жизни напоминает природа накануне буйного летнего цветения… потому и считалась Троица "девичьим" праздником.

Именно в Троицу принято было водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, что береза обладает особенной жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы. С березой связан и обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно – на кого-то другого. На троицу смотрели, что стало с венком. Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.

Через березовый венок девушки и женщины "кумились" - целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами.

Иногда эта дружба сохранялась всю последующую жизнь. Во время кумления звучали различные пожелания. Девочке-подростку желали: "Еще тебе подрасти да побольше расцвести!". Девушке на выданье желали скорейшего замужества: "До налетья косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью!". Молодым женщинам – свое пожелание: "На лето тебе сына родить, на тот год сам-третьей тебе быть!".

Украшенную березку носили по домам девушек, а потом пускали по реке. На реку приносили и венки из цветов и березовых веток. На венках гадали: утонет – к смерти, сразу прибьется к берегу – замужество в своей деревне, проплывет дальше – идти замуж на чужую сторону, уплывет – не быть свадьбе в этом году.

К березке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом была яичница. Ее готовили в доме, а к месту праздника приносили в глиняной посуде. Ели яичницу ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем – как высоко ложка взлетит, такой высокой и рожь уродится. У Троицкой березки водили хороводы, пели песни – хороводные, игровые, лирические. Наиболее популярной была известная многим из нас с детства "Во поле береза стояла". Пели частушки и "страдания" - некоторые из них сочинялись тут же, во время гуляния. Из игр и развлечений в большом почете были качели, "горелки", лапта…

Главным блюдом троицкой трапезы была яичница. Наряду с яичницей на Троицу пекли всевозможные лепешки, пироги с начинкой. Варили пиво и другие напитки.

Существовал на Руси обычай делать в Семик чучело или даже два - Семика и Семичиху. Их сажали под наряженную березку, водили вокруг них хороводы, а в Троицу со смехом и причитаниями "хоронили" - бросали в воду.

Масленица

Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к "переходящим" праздникам, связанных с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений – вот народ и стремится повеселиться "впрок". А название "Масленица" возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Из истории Масленицы
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных п ...

Население
На территории Тазовского сельсовета, по состоянию на 1января 2009 года, проживает 2 063 человек. Из девяти населенных пунктов по количеству населения выделяются д. Жерновец (977 чел.), с. Тазово (708 чел.), с. Никольское (145 чел.). Основ ...

Региональный компонент географии в школе
Изучение своих корней, мест своего проживания, их физическое местоположение, экономическое, социальное, демографическое состояние необходимо знать не только на уровне России, но и на региональном уровне как в образовательном плане, так и ...