Старое и новое в намусе
Не ищите слово «намус» в словарях. Вы не найдете его ни в четырехтомном «Толковом словаре русского языка», ни в «Словаре иностранных слов», ни даже в «Большой советской энциклопедии». Лингвисты для перевода этого слова предложат эквивалент «честь», но они ошибутся. Ведь главное тут не в слове, а в сложных, порой противоречивых и самых разнохарактерных понятиях, которые в свое время определили все представления горца о жизни. За понятием намус скрывается целый моральный кодекс жителей гор. Намус — это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций, их квинтэссенция. Он когда-то пронизывал все поры горской жизни — и честь, и совесть и благородство. Чтобы показать наглядней, что стоит за данным понятием, я подойду к этой теме не как лингвист, а как историк, и «приведу из архивных документов, этнографических наблюдений и литературы отдельные картины горского быта, регламентированного неписанными законами гор. В целом это и есть намус.
Год 1926. Газета «Красный Дагестан». Из рубрики «Происшествия»:
«В сел. Леваши некто Абдул-Халил нанес своей жене пятнадцать ударов кинжалом только за то, что она решила сама уйти от мужа. Абдул-Хайил заявил, что так велел ему намус. По адатам уход жены считался позором для мужчины, оскорблением его чести. Жена Абдул-Халила умерла. Преступник предан советскому суду».
Год 1936, Аул Чиркей. Из этнографического дневника: «Идет второй день нашего пребывания в Чиркее — ауле, где старина пробивается сильнее всего. Здесь все с утра говорят о намусе. Ночью колхозник Курахмаев убил свою жену. Причина та, что жена потребовала, развода, а по шариату право быть инициатором в разводе принадлежит только мужу. Курахмаев считает, что пострадала его мужская честь. Директор школы, у которого мы остановились, пригласил нас принять участие в беседе € комсомольцами на тему о чести и достоинстве советского человека и о недопустимости в новых, советских условиях обычаев, порожденных дикими представлениями о намусе».
Старожилы рассказывают, что в ауле Асаб совершенно не знали краж. Потом в ауле стало все больше и больше бедняков, жить стало трудно, и один человек совершил кражу. Такое происшествие случилось впервые. По этому поводу, как и полагается, собрались старейшины. Приговор был такой: лишить вора «садами» при очередном ее распределении (садака — милостыня от мечети) и запретить вору в течение года брить голову, как это делает всякий правоверный мусульманин. Если он нарушит запрет и добреется, то и его, и человека, который побреет ему голову, подвергнуть штрафу.
Старики говорят, что решение было справедливым, но у старейшин возникло сомнение: не пострадает ли намус, ведь человек небритый? Решили: вор все равно потерял намус, и запрещение брить голову должно лишь подчеркнуть принятый им на себя позор,
В большинстве аулов Дагестана считалось невозможным, чтобы при разборе какого-нибудь дела женщина выступала в качестве свидетеля. Мужская честь (намус) не позволяла, чтобы рядом с мужчиной стояла женщина. В тех аулах, где свидетельства женщины все же принимались во внимание, сама женщина не могла участвовать в акте присяги. За нее присягали муж или брат.
Важнейшим признаком мужского достоинства в горах был в старину кинжал. Это тоже какая-то часть представлений о намусе. Не носить кинжал — это все равно, что не иметь мужской гордости. Кинжал всегда должен быть на поясе, а во время сна - под головой.
В сел. Карачи Унцукульското района в понятие намуса включалось и то, как умрет мужчина. Считалось позором для мужчины, если он умер своей смертью — от старости или по болезни, Настоящий мужчина должен погибнуть или в бою, или от руки кровннка. Свидетельство таким представлениям о намусе — харачинское кладбище. Судя по надписям на могильных камнях почти все похороненные там мужчины достойны намуса — были убиты.
Популярные материалы:
Этнические символы и национальная психика
Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая с ...
Свадебные торжества и сопутствующие им ритуалы в современных
условиях
В настоящее время балкарская семья претерпела значительные изменения, которые были вызваны общими социально-экономическими переменами, происходящими в стране.
Изучение разных аспектов формирования семьи в современных условиях, формы закл ...
Религия
В начале была тьма. Но всевышний явил золотое яйцо, в котором был заключен Род- родитель всего сущего.
Род родил Любовь- Ладу, любовью разрушил свою темницу.
«Солнце вышло тогда из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды часты ...