Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году в честь взятия Смоленска. Монастырь явился частью южного оборонительного пояса Москвы. Цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывали материальную и правовую поддержку. Этот особый интерес царей и бояр вызывался тем, что монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати, царские и боярские родственницы в их числе члены семьи Ивана Грозного. Послушницами монастыря были Ирина - жена царя Федора Иоановича, Софья - сестра Петра I. В конце XVII века монастырь был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями и двумя надвратными церквами. В основе своей планировочной структуры монастырь имеет пятигранник. Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, занимает монастырский храм. Доминируя над всеми остальными сооружениями, он рассматривался как «земное небо или как око Божье». Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой «светлостью и звонностью» с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре. Пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах по образцу Успенского собора в Кремле – центр всего монастырского архитектурного ансамбля. Строителем его предполагают Алевиза Фрязина, но собор был возобновлен в царствование Бориса Годунова. В этом соборе три придела, которые все относятся к концу XVII и началу XVIII столетия. В нем погребены царица Евдокия Федоровна, царевна Софья, Евдокия и Екатерина, дочери царя Алексея Михайловича, а под главным алтарем - одиннадцатимесячная царевна Анна, дочь Ивана Грозного. Кроме того, в монастыре находятся следующие церкви: трапезная, напоминающая своей постройкой такие же церкви в Богоявленском монастыре и в Троицкой лавре. Главный престол в честь Успения Божьей Матери освящен в 1687 году. Больничная во имя св. Амвросия Медисланского. Трехъярусная церковь Преображения над передними воротами, красивой постройки, освящена в 1688 году. Церковь Покрова Божьей Матери над задними воротами, построенная в XVII веке. Ко всем этим церквям принадлежит пятиярусная колокольня, чрезвычайно красивая, построенная в XVII столетии. Эта колокольня достигала высоты 72 метров и имела 15 колоколов. В нижнем ярусе ее находится придел во имя преподобных Варлаама и Иоасафа, царевичей индийских. Между колоколами самый старый 1551 года, вылитый при Иване Грозном и митрополите Макарии.

Колокольня и звонница - были одним из обязательных сооружений в монастырском комплексе. Колокольный звон - один из важнейших атрибутов средневековой культуры - в монастырском быту имел особое значение. Тембр и характер звона, зависящие от подбора колоколов, служили отличительным признаком каждого монастыря. Подчинение монастырских ансамблей центру (Москве) подчёркнуто расположением колокольни под звоном у контролируемой монастырём дороги. Это была самая первостепенная функция колоколен всех монастырей. С завершением строительства колокольни, в монастыре закончился период интенсивного каменного строительства и сформировался архитектурный ансамбль в стиле «русского барокко».

Популярные материалы:

Песенная традиция терских казаков в Дагестане
В Дагестане в силу многих объективных причин сложилась неоднородная многослойная фольклорная культура, которая представляет собой «мозайку» локальных традиций. Среди них, наиболее крупные и яркие фольклорные традиции, которые определяют л ...

Этностатусные конфликты в Республике Дагестан
дагестан конфликт политический этнос Для Дагестана характерно чересполосное расселение компактных групп автохтонных этносов, ни один из которых не является численно доминирующим. Эти этнические группы и составляют социальные сегменты общ ...

Жилище и одежда - как отражение специфического быта казаков-первопоселенцев на тереке
Специфический быт казаков-первопоселенцев на Тереке, условия, в которых проходило заселение края, отразилось и на форме их поселений. Вероятно, на первых порах это были укрепленные поселения-станицы, окруженные частоколом, оборонительными ...