Туристический маршрут Касимов-Гусь Железный
ЛОЩИНИНО
Сейчас мы проезжаем деревню Лощинино дата её основания неизвестна.
Не так давно в этой деревне открылась церковь. Открылась в доме, принадлежавшем до революции местному торговцу и старосте церкви в Митино Павлу Никитичу Парфенову (прославлен как мученик). Большинство обитателей Лощинина работали на фабрике Зайцева (теперь «Касимовсеть») и, получая нищенскую зарплату, часто брали товары в долг у Парфенова. И вот идет, бывало, должник в лавку, чтобы расплатиться. Парфенов подсчитывает его долги и видит, что бедняге придется отдать почти всю получку. «Э-э, брат! На что же ты жить-то будешь?» - говорит он, зачеркивает долговые записи и еще дает рабочему пригоршню конфет: «На, неси гостинец ребятам!» Об этом со слезами на глазах вспоминала недавно скончавшаяся жительница деревни Надежда Симоновна Кормильцина. Осенью 1918 года в Касимове вспыхнуло восстание против советской власти. Часть недовольных прошла в город через Лощинино. И хотя здешние крестьяне в восстании не участвовали, к ним вскоре прибыл отряд карателей-латышей. Людей выстроили в шеренгу, намереваясь расстрелять каждого десятого.
Председатель местного совета сумел доказать, что лощининцы не бунтовали. Тогда латыши взялись за Парфенова. Напрасно заступалась за него вся деревня - конные латыши некоторое время гоняли «лавочника» нагайками по деревне, а потом застрелили. И вот теперь в парфеновской лавке - свидетельнице его добрых дел - совершается богослужение.
Совершаются службы и в митинской церкви, где он был старостой.
ПЕРХУРОВО
Перхурово - маленький поселок, известный сегодня музеем Мещерских лесов. "Перхурово" - простонародное название поселка Тассинский, который основоположен на речушке Тасса. Первое упоминание в истории Российского отечества о пос. Тассинский было в 1807 г. В поселке был построен Стекольный завод. Некоторое время его владельцем была графиня Уварова, затем завод был куплен помещеком Перхуровым, по фамилии которого народ и назвал пос. Тассинский - Перхурово.
Не так много сохранилось аутентичных деревянных построек в средней полосе. Один из таких памятников истории - деревянная колокольня в селе Бельское. Когда-то здесь была полностью деревянная церковь, построенная ориентировочно в конце XIX - начале XX века. В советские годы церковь была заброшена. А позднее храм был разобран местными жителями на дрова. Осталась только колокольня. Сейчас она в очень плачевном состоянии, сильно наклонена и кажется крайне неустойчивой.
Погост
Погост, с. Касим. р-на. Находится на р. Гусь. В эпоху феодальной раздробленности слово погост обозначало место остановки князей во время объезда земель, поселение, возникшее около этого места. В дальнейшем за словом закрепилось значение «находящееся в стороне от селений кладбище с церковью и домами ее служителей». Такое употребление слова погост, в частности, имеет место в рязанской деловой письменности XVII в. В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св. Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: «Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…». Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать. В 1777 году Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых. 21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной. Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли . К церковным зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого располагалось помещение для сторожей и бедных паломников. В приход входили деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего 2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один дьякон и два псаломщика. Сегодня в храме звучат молитвы, там происходят регулярные богослужения. Оба храма содержатся в приличном состоянии.
Популярные материалы:
Сяо в семье
Культ предков предполагал почитание как мертвых предков, так и живых родителей. Свидетельства сыновней почтительности обнаруживаются на всем протяжении китайской истории, хотя обозначающий это ношение иероглиф, как ни странно, в древнейши ...
Традиции
Эстония, прежде всего – страна, верно, хранящая национальные традиции. Ни в одной другой стране не уделяют столько внимания традиционным направлениям культуры и развитию новых форм искусства, поддержке молодых талантов.
Многие обычаи ухо ...
Обрядовые песни
Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
Дорогая наша Масленица,
Авдот ...