. Заволжское старообрядчество в XVIII-XIX вв.
Старообрядчество - уникальное явление в духовной жизни России. За три с половиной века существования оно оказало огромное влияние на духовную, экономическую и общественно-политическую сферы жизни российского общества. Старообрядчество, как одно из направлений в православии, возникает и развивается в неблагоприятных условиях оппозиционного положения по отношению к Русской Православной церкви и долгого периода преследований со стороны государства. Теоретическое обоснование необходимости «бегства от мира Антихриста» привело к возникновению компактных поселений старообрядцев как в центре Российской империи и на ее окраинах, так и за рубежом. Существование в условиях инонациональной, иноконфессиональной и культурной среды способствовало возникновению различных старообрядческих групп («кержаки», «поляки», «бухтарминцы», «липоване» и др.), а старообрядчество в целом становится определенной социокультурной общностью развивающейся в значительной степени самостоятельно.
Именно стремление к сохранению неизменными обряда и образа жизни часто приводило к поиску новых религиозно-идеологических основ своего существования, а это, в свою очередь, к возникновению многочисленных толков и согласий, созданию оригинальных религиозно-догматических учений, появлению новых и трансформации ряда уже существующих явлений в религиозной жизни. Здесь уместно было бы привести фразу старообрядческого писателя А.Мельникова: «В своей истории. старообрядчество идет двумя параллельными путями. Внутри стелется полоса веры, а снаружи бьет жизнь во всех ее видах и проявлениях»1.(
Наиболее важным сегодня представляется изучение истории и культуры старообрядчества тех регионов, где в XVIII - XIX вв. оно получило наибольшее распространение, и сегодня Старообрядческая церковь занимает прочные позиции. Одним из таких регионов является Нижегородское Поволжье. Старообрядчество Нижегородского Поволжья XVIII - XIX вв., его состояние, общественно-религиозный, семейный и бытовой уклад еще никогда не были предметом специального комплексного исследования, что и определяет актуальность темы данной курсовой работы.
Основная цель данного исследования - изучение состояния старообрядчества Нижегородского Поволжья XVIII - XIX вв. и его общественно-религиозного развития в условиях православного окружения. Представляется возможным рассмотреть различные стороны жизни старообрядцев в контексте взаимоотношений с окружающим православным населением, определив степень контактов и взаимного влияния представителей двух конфессиональных групп. Достижение данной цели становится возможным при постановке и решении следующих задач:
• составить общий обзор состояния старообрядчества;
• рассмотреть проблему взаимоотношений старообрядцев с окружающим православным населением, местной духовной и светской власти;
• изучить основные принципы организации и функционирования старообрядческих общин;
• выявить основные формы организации и деятельности старообрядческих скитов и молелен и раскрыть значение молитвенных учреждений в религиозной и общественной жизни старообрядчества;
• рассмотреть бытовые особенности обрядности старообрядцев, присущие исключительно этой группе и черты, характерные для всего русского населения региона
• определить вклад благотворительной деятельности старообрядцев в утверждении и развитии экономики и социальной политики Нижегородского края.
Хронологические рамки исследования определены периодом XVIII-XIX вв. На протяжении XVIII в. проходило формирование старообрядческих центров на территории изучаемого региона; произошло выделение большинства наиболее значительных старообрядческих толков и согласий, а также намечается смягчение правительственной политики по отношению к старообрядчеству. Хронологические границы исследования включают время признания этого религиозного течения со стороны государства. Также временные границы исследования охватывают важнейший период в развитии старообрядчества, который отмечен двумя взаимодополняемыми тенденциями: преодолением изоляции старообрядчества в экономической и социально-политической сферах, с одной стороны, и сохранение обособления в сфере религиозной, создание условий для продолжения «старой веры», с другой.
Выбор территориальных рамок исследования во многом обусловлен определенным географическим, природно-климатическим и культурным единством региона. В XVIII - XIX вв. в Нижегородской губернии были представлены фактически все крупные толки и согласия, существовали авторитетнейшие религиозные общины, а старообрядцы сыграли заметную роль в становлении экономической мощи данного региона.
Необходимо заметить, что источники по данной теме, различаются по степени достоверности, информативности и тематике представленного материала, что определяется целями, преследуемыми редакцией, приоритетной тематикой, цензурными соображениями и общей политической ситуацией в стране. Так, например, с начала 80-х гг. XIX можно наблюдать значительное увеличение публикаций, посвященных проблемам старообрядчества, на страницах центральной периодической печати. Подобное повышенное внимание характеризует не только интерес общества, но и необходимость отражения процессов в старообрядческом мире, вызванных как событиями во внутренней жизни (восстановление поповщинской иерархии), так и появлением ряда законов, расширяющих гражданские права старообрядцев.
Особо следует выделить отчет П.И.Мельникова о состоянии «раскола в Нижегородской губернии в 1854 г.». Отчет П.И.Мельникова представляет собой подробнейшее освещение всех сторон жизни нижегородского старообрядчества (экономической, духовно-религиозной, семейной) середины XIX в. П.И.Мельников не только перечисляет главные религиозные центры и описывает их состояние на 1854 г., но и рассматривает всю их предшествующую историю. Особое внимание он уделяет положению скитов после высылки из них значительного числа жителей в 1853 г. Работа П.И.Мельникова представляется чрезвычайно полным и информативным источником для изучения мировоззрения, обыденного сознания и нравственных норм старообрядцев. Изучение отчета П.И.Мельникова позволяет проследить изменения, произошедшие за полвека в жизни старообрядцев Нижегородской губернии.
В целом, источники, привлеченные при работе над курсовой работой, предоставляют богатый и разнообразный материал для изучения общественной, религиозной и семейной жизни старообрядцев Нижегородского Поволжья XVIII - XIX вв. и позволяют решать поставленные задачи.
- Наиболее важные места расселения старообрядцев
- Миграции и переселения раскольников в Нижегородском Поволжье
- Внешность раскольников
- Населенные пункты. Строения
- Занятия раскольников Нижегородской губернии XVIII-XIX вв.
- Образование и грамотность раскольников
- Общая характеристика благотворительной деятельности старообрядцев Нижегородской губернии XVIII-XIX вв.
- Благотворительная деятельность Николая Александровича Бугрова
- Благотворительная деятельность Дмитрия Васильевича Сироткина
- Заключение
Популярные материалы:
Крепость Самара
Официально датой основания Самары считается 1586 год, когда был издан указ царя Федора Иоановича об основании на реке Волге при впадении в нее Самарской перебоины (широкого рукава реки Самары) крепости Самара. Она должна была обеспечивать ...
Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...
Антропологическая классификация
Согласно отечественной научной традиции, антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления наро ...