Образование и грамотность раскольников
Грамотность была широко распространена среди раскольников, это можно заметить, ведь почти все раскольники, дававшие показания, подписки и т.п. сами их подписывали, в то время как в документах вместо подписей «простолюдинов» находится или подпись приходского священника, или же какой-нибудь условный знак(крестик, кружок), что свидетельствует как широко распространенная необразованность этих слоев населения. Мельников Печерский отмечает: « В настоящее время в Нижегородской губернии грамотных среди раскольников гораздо больше чем у православных и это зависит от того, что раскольники всегда стараются обучать детей своих грамоте чтобы они могли читать старые книги, так и от того, что занимаются торговлей и промышленностью, они больше чем православные земледельцы имеют потребности в грамоте»[27].
Сам процесс обучения был довольно замысловатым. Обучались дети старообрядцев или дома или у мастериц. Дома учились преимущественно тем дети, матери которых грамотны, следует заметить грамотность среди женщин-раскольниц была широко распространена. Если же мать ученика была безграмотна, то нанимали «мастериц», которые обучали детей раскольников, или в домах родителей, или же собирая учеников в свои дома, открывали свои школы. Мастерицы, обучающие детей из других селений, содержали их в свое доме, односельские же ученики приходили к ним в определенные часы.
Важно отметить, что не только дети раскольников, но весьма часто и православные отдаются родителями учится грамоте раскольницам-«мастерицам», которые в процессе учебы за псалтырем и часословом внушали ребенку свои убеждения, с которыми он свыкался ,с детства, а потом нередко и сам делался раскольником, так как детские впечатления сильно действуют на человека на протяжении его жизни. Обучая детей грамоте «мастерицы» сильно утверждали раскол в понятиях детей, которые поступая к ним, еще не знали, что такое вера.
Всякий грамотный раскольник всегда уделял часть своего времени на чтение книг. Стоит отметить, что смолоду раскольники обычно читали мало, но в зрелом возрасте, а особенно если раскольник занимает особое место в кругу старообрядцев, то с каждым днем читали все более и более. Даже существовала поговорка: «Где уж ему, старику, в лавке сидеть. Ему уж молиться да книги читать»[28].
Книги, читаемые раскольником, исключительно духовного содержания – «божественные», как называет их народ. «Читать книги подвиг духовный, и читающий их – вдвойне пользуется общим уважением и как «человек подвижный», т.е. ведущий жизнь богоугодную ( в подвигах духовных) и как человек знающий, начитанный». В некоторых скитах начетчики имели нечто вроде духовного сана; это можно заметить между теми раскольниками, у которых общественное богослужение заменялось собраниями, в которых начетчики читали и объясняли «книги четьи».
Также следует отметить, что грамотность среди старообрядцев в ХIХ в. была распространена шире, чем в остальной массе населения. В поповщине грамотных было больше среди мужчин, а в беспоповщине – среди женщин. Возможно, причины этого кроются в хозяйственных расчетах. В поповческой среде ценились сыновья: сын – себе, дочь – другим. Иное дело у беспоповцев: не признавая брака, они меньше внимания уделяли воспитанию мальчиков, чем девочек. И учили здесь детей главным образом не мужчины, а женщины, причем обычно уже больших, с 15-16 лет и даже до 30.
Старообрядческие общины изыскивали средства, чтобы обеспечить своих учителей сторублевым жалованьем. Для учителя начальной школы такое вознаграждение в России рубежа ХIХ – ХХ вв., вещь неслыханная, и старообрядцы показывали пример, как нужно дорожить необходимыми людьми. Для них человек со средним образованием, посвятившей себя старой церкви, явление пока не совсем обычное, и такому человеку они спешили дать дорогу.
Таким образом, следует подчеркнуть что: большинство сельских семей (супруги, дети) являлись малограмотными (мужчины, главы семейств, их сыновья умели читать, писать). Процент грамотных старообрядцев, как мужчин, так и женщин был существенно выше, чем у православных. Особенно высоким был процент грамотных в тех местах, где помимо старообрядческой веры способствовали изучению грамоты и экономические предпосылки (наличие торговых путей, развитые ремёсла и т.п.).
Популярные материалы:
Особенности славянского расселения:
• освоение громадной территории Восточной Европы;
• удаленность от основных очагов цивилизации;
• соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;
• сохранение в местах своего обитания местного населения, в ...
Алексин
город тульский край
Город в Тульской области. Расположен на северной части Срднеесской возвышенности в 60 км. К северо-западу от г. Тулы по обоим берегам р. Оки.
С Алексином связано много имен оставивших след в истории Тульского края. Т ...
Петропавловская крепость
Крепость на Заячьем острове была заложена 16 мая 1703 года. Остров, который финны назвали Заячьим, лежал у разветвления Невы на два рукава, недалеко от взморья, и перекрывал возможные пути наступления противника. Крепость стала ядром ново ...