Огонь в погребальном обряде культуры мохэ

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ

Использование огня один из элементов адаптации человека к природной среде. В процессе культурогенеза развивались и совершенствовались способы его применения, огонь превратился в неотъемлемую часть культуры. Применение огня на самых ранних этапах развития культуры стало важной частью социокультурной практики и оказало влияние на антропогенез. Существование долгое время практики использования огня включает его в круг наиболее архаических символов. В результате развития культуры огонь приобретает не только функциональную ценность, но и значимость в сфере духовной практике. Изучение роли огня в отображении картины мира и возможные варианты его интерпретации привлекли внимание ученых в работах по исследованию мифологии.

Цель моей работы рассмотреть применение огня в погребальном обряде мохэской культуры.

Для достижения поставленной цели, следует решить следующие задачи:

-рассмотреть теории, связанные с использованием огня

-рассмотреть применение огня на Троицком могильнике

-рассмотреть применение на могильнике Монастрырка-3

-выделить аналогии в этнографической современности

Территориальные рамки работы.

Культура мохэ занимала значительные территории Маньчжурии, Приморья и Приамурья. Летописные данные говорят о семи крупных племенах мохэ: лимо (сумо), боду (гуду), аньчэгу, фуне, байшань, хэйшуй и хаоши (гуши).

В настоящее время на основании письменных данных составлено несколько карт расселения семи основных племен мохэ. Согласно карте Э.В. Шавкунова байшань мохэ занимали район северных предгорий хребта Чанбайшань; сумо мохэ обитали в верхнем течении Сунгари, а севернее их, по правому берегу Сунгари, отмечены гудо мохэ; на правобережье реки Муданьцзян, в районе оз. Цзиньбоху, локализованы аньчэгу мохэ. Хэйшуй мохэ помещены в междуречье Сунгари и Уссури и по обоим берегам последней в пределах Нижнесунгарийской низменности, но не по берегам Амура; фуне мохэ - в бассейне Бикина, правого притока Уссури. Самую северно-восточную оконечность Амура (устье) занимали гуши мохэ.

Карта, составленная В.Е.Ларичевым, выглядит следующим образом. В основу положено размещение этих семи племен в бассейне р. Сунгари: лимо(сумо) – в верхнем течении Сунгари; байшань – юго-восточнее их, у горного массива, прилегающего к верховью Муданьцзяна; при слиянии Нонни и Сунгари жили боду(гудо) мохэ; аньчэгу – на берегах р. Ашихэ; на берегах нижнего и среднего течения р. Хурхи обитали фуне. Племена хаоши мохэ занимали земли ближе к низовьям Сунгари в районе Саньсинских порогов, а хэйшуй мохэ обитали по обоим берегам Амура от устья Сунгари до устья Уссури.

Основываясь на изучении керамических комплексов, исследователь Дьякова О.В. выделяла пять локально-хронологических групп: благословеннинскую, найфельдскую, михайловскую, гладковскую и соответственно троицкую. Михайловская, гладковская и троицкая группа локализуется в пределах зейско-бурейского района. Благославеннинская и найфельдская группы памятников характерны для Хабаровского края, Приморья и Маньчжурии. Причины различия между керамическими комплексами О.В.Дьякова видит в хронологии, в географии местонахождения и в происхождении.

Хронологические рамки работы.

Первые упоминания о мохэ относятся к IV – V эры в письменном памятнике «История династия Вэй». Нижняя граница существования культуры примерно XI –XII в.

Популярные материалы:

Семейное положение
Семейное положение населения определяется путем подсчета числа людей, которые входят в категории одиноких, состоящих в браке, вдов и вдовцов, разведенных. Данные о семейном положении тесно связаны со способностью к воспроизведению потомст ...

Наиболее важные места расселения старообрядцев
Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антаг ...

Короленко в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород дал мне радушный прием долгих скитаний, и те дружеские связи, которые у меня завязались в этом периоде, заставляют меня вспомнить о нём, как о второй родине. (В.Г. Короленко.) Первый раз он оказался в нижегородском к ...