Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике

Материалы » Огонь в погребальном обряде культуры мохэ » Археологические свидетельства использования огня на Троицком могильнике

Страница 1

В погребальном обряде мохэ существуют три основных способа захоронения: вторичный захоронения, первичные и обряд кремации. Все три способа существовал одновременно. В целом, по подсчетам исследователя Д.П. Болотина, обряд кремации занимает 4-5 % из числа всех погребений. Скорее всего, обряд кремации – тюркский компонент в культуре мохэ, т.к. он был широко распространен с древнейших времен среди тюркских народов. Позднее он бытовал у чжурчжэней, у народов северо-восточной Азии - коряков, нивхов.

Одной из особенностей погребальных сооружений у амурских племён является разведение огня в пустой, видимо, только что выкопанной могильной яме. Аналогий этому в амурских памятниках нет, но они есть в памятниках тюркского времени в Сибири. Так, при описании Тесинского могильника на Среднем Енисее Л.А. Евтюхова подчёркивала, что в погребении кургана 6 из Теси «все стенки погребальной ямы были сильно прокалены под действием сильного жара» [6].

Среди находок мохэских могильников большое место занимают обгоревшие кости животных. Это остатки сожженной пищи. Этот обычай прослеживается вплоть до этнографической современности. П.П. Миткевич наблюдал этот обычай у нанайцев: «Нанайцы сжигают на костре, разложенном в головах гроба, вино, лепешки, табак. Все вещи, которые кладут в гроб, непременно разбиваются или ломаются» [8].

Остатки углей и угольные вкрапления были обнаружены в заполнениях могил таких памятниках, как могильник у с. Марково, могильник у с. Новопетровка Амурской области, Завитинский могильник, могильник у пос. Найфельд Еврейской автономной области – на р. Икур, могильник на р. Кочковатке. Также в некоторых могилах памятника Липовый Бугор зафиксированы следы огня [7].

На Троицком могильнике отмечено два вида кострищ: одни разводились над могилой после ее засыпки, вторые – в яме, до того как туда опускали покойника [6].

Так, например, в погребении № 124 на поверхности могильного пятна был обнаружен слой угля, под ним — обгоревшие черепа лошади и свиньи, под которыми находилось вторичное погребение. Видимо, после того, как засыпали могилу, на неё перенесли часть углей от жертвенного костра, забросали ими остатки пищи от поминок (головы съеденных лошади и свиньи), затем все снова присыпали землёй [6].

Исследованные на Троицком могильнике внутримогильные деревянные конструкции представлены лишь обугленными плашками и прокалами стен и, реже, дна могил. При этом, как правило, ни погребальный инвентарь, ни кости человека следов пребывания в огне не имеют. В исследованных в 2007 году вторичных погребениях только в 2 из них(275 и 286) найдены мелкие кальцинированные косточки (пепел), принадлежность которых человеку или животному однозначно не определяется. В погребениях номер 27 и 277 имеются следы сильного огня в виде мощных пятен прокала ярко-красного цвета. Эти факты позволяют сделать вывод, что останки человека и вещи укладывали в могилу после сожжения облицовки ее стен или рамы-обкаладки. В тех случаях, когда дерево в могиле еще тлело, а захоронение уже совершалось, на костях появлялись следы сожжения. Предварительное сожжение деревянных конструкций внутри могилы таким образом можно рассматривать как его порчу по аналогии со сломанными вещами [5].

В целом существует две основных точки зрения на причину использования мохэ огня в погребальном обряде. Так, по мнению Е.И. Деревянко, применение огня связано с верой в огонь как очистительной силы. Таким образом, захоронение очищалось огнем [5]. Вторая гипотеза связывает применение огня с тем, что с помощью костра мохэ отогревали почвы для сооружения могил в зимнее время [1]. В 2005 году авторами раскопок был проведен эксперимент, который подтвердил еще одно возможное назначение огня – то, что огонь применялся для облегчения копки тяжелого грунта.

Анализ захоронений на Троицком могильнике показал, что большинство погребение являлись вторичными с небольшим количеством костей человека и вещей, сложенных в неглубокие относительно древней дневной поверхности могилы. Современная стратиграфия террасы, где расположен могильник, в местах отсутствия погребений следующая: 1) дерновый слой до 10-12 см; 2) слой тяжелого суглинка; 3) глина тяжелой упаковки; 4) слой комковатой глины; 5) аллювиальный песок.

Гипотеза авторов раскопок заключалась в следующем. Во-первых, все вторичные захоронения совершались в теплое время года. Во-вторых, во время копки могильной ямы, возможно, после снятия дерна и относительно рыхлого суглинка, в яме разводился костер, после прогорания, которого слой плотной глины легче поддавался копке. При разборе заполнения в них часто встречались прокаленные стенки, в выкидках грунта из них фиксировались включения отдельных угольков и прокаленных частичек и комков глины и, иногда наблюдался пепел. Гораздо реже прокал сплошным прослоем наблюдался на дне могилы.

Страницы: 1 2

Популярные материалы:

Героические традиции дагестанских народов
1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выко ...

Сватовство
Период между Рождественскими и Великим постами в Заонежье называли молодое время. Оно начиналось со святочного веселья, а после крещения играли свадьбы, шла свадебница, набирая полную силу в мясоед и за две недели до масленицы постепенно ...

Символика цвета в культуре семейских
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными, яркими красками семейские расписывали мебель, полы, ставни, утилитарные предметы, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Им украшены предметы быта. Все пр ...