Становление этнологии как науки
Становление этнологии в США.
Возникновение и развитие этнологии в США происходило несколько позднее, чем в развитых европейских странах. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовых отношений американская антропология изначально формировалась как наука, включавшая в себя исследования в области физической антропологии, расовых и культурных различий. Это направление развития американской этнологии было задано ее основоположником Генри Льюисом Морганом, чья научная деятельность была достаточно разнообразной. Его исследования систем родства в примитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории на целые десятилетия предопределили тематику исследований американской этнологии. Однако в середине 50-х годов XX столетия усилиями Франца Боаса научные ориентиры американской этнологии существенно сужаются, и она начинает изучать только проблемы культурных особенностей народов. Это направление было названо Боасом культурной антропологией. Позднее оно стало подразумевать любые этнокультурные исследования и тем самым стало американским синонимом понятия «этнология».
Развитие этнологии во Франции.
Во Франции процесс становления этнологии также развивался специфическим образом. В связи с активной политикой колонизации руководящие политические круги Франции постоянно испытывали потребность в обстоятельной и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых народов. Поэтому наука о народах там первоначально была названа этнографией (от греч. etnos - народ и graphien - описание). Это название во Франции сохранялось до конца XIX века, когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволило этнографии в начале XX века трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название
Развитие этнологии в России.
Интерес к этническим проблемам в России появился во второй половине XVIII века, когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре связано с движением славянофилов. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, они считали своим долгом развитие национального самосознания русского народа, сохранение его национальной самобытности. Этнология в России сложилась в форме самостоятельного научного направления в то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX века. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1846 году Русского географического общества. В этом году председатель отделения этнографии К.М. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще, в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии была ориентирована на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главной задачей которого являлось исследование «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.
Идеи К. М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализовал сменивший его на посту председателя отделения Н.И. Надеждин. Он был идейным руководителем группы молодых ученых, которые ставили своей целью этнографическое изучение русского народа. На одном из заседаний Русского географического общества в 1846 году Н.И. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», в которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.
Популярные материалы:
Герб города Баймак
Дата принятия: 18.07.2006
Автор/авторы герба: Салават Гилязетдинов
Номер в Геральдическом регистре РФ: 3197
Описание:
В золотом поле на червленой, обремененной тремя золотыми, украшенными зеленым орнаментом, чашами (пиалами) оконечн ...
Неоклассика, национальная романтика и “новая
архитектура”.
Совершенно отдельным стилем на протяжении всего 20 века был стиль неоклассики,национальной романтики и “новой архитектуры”.По своему назначению эти стили часто использовались для строительства присутственных зданий.Это культовые сооружени ...
Гомель в первые дни войны
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало мирный труд советских людей. Настал час суровых испытаний и невзгод. Уже 23 июня 1941 г. в Гомеле началась мобилизация мужчин призывного возраста. Тысячи жителей города и ...