Символика льна в народных песнях

Материалы » Символика льна в народных песнях

Страница 3

Что касается цветовых характеристик: белый цвет связывается культуре с дневным светом, чистотой. Эпитет «белый» в русском фольклорном значении представляется как прекрасный. Сам символ белого цвета чрезвычайно близок русскому национальному мышлению. Выдающийся филолог А.А.Потебня предположил, что выражение «Белая Русь» первоначально выражало значение «вольная, свободная». Таким образхом выходит, что пока лен белый – он символ девичества, свободы, непорочности.

Вообще желтый или золотой цвет – отражение солярной символики. Для древних славян золото – символ зрелости хлебов, так как солома отождествлялась с солнцем. И мы в цветовой характеристики снова видим сближение льна с хлебами.[4]

Золотой лен здесь - символ зрелости, готовности переродится в новом качестве. Для растения – это нить, а символическое значение - это готовность лирической героини выйти замуж, то есть умирание в старой социальной роли и перерождение в новой.

Таким образом жизненный цикл героини и растения полностью отождествляются. [5]

Очень близок к предыдущему тесту по символике Свадебная песня Верхнемамонского района:

Беленький мой Леночек

Повей, ветерочек,

Ой, ляли, ой, лёй ляли,

Повей, ветерочек.

Ой, веет повевает,

К земле приклоняет,

Ой, ляли, ой, лёй ляли,

К земле приклоняет.

Ой, белая Марияда

Венок совивает

Ой, ляли, ой, лёй ляли,

Венок совивает.

А вот тебе, Мария,

На головушку клала,

Ой, ляли, ой, лёй ляли,

На головушку клала.

с.В. Мамон Воронежской области, Нестерова

Вообще на сватовстве песен не пели, но если со свадьбой торопились, то могли заиграть те, что исполнялись на своде и пропое. «Придуть, посватаюсь, садяца за стол и играють ету песню (Нестерова)[6]

Здесь стоит обратить внимание на сходную цветовую характеристику льна и невесты, это подчеркивает их сближение на уровне образов. Мы видим в тексте в строках

Ой, веет повевает,

К земле приклоняет

Мотив приминания льна, о котором упоминалось раньше. Эта песня свадебная, обращенная к невесте, и не остается никаких сомнений, что этот образ означает прощание с девичеством.

Так же следует выделить в песнях о льне описание этапов его обработки, постепенный переход от одного виду деятельности к другому. Вообще, цикличность характерен для древних ритуальных песен. Для примера можно рассмотреть следующий текст:

— Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён сеяти?

— Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

— Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён полоти?

— Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

— Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён брати?

— Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

— Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён колотить?

— Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

— Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён стлать?

— Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

XIX-XX века в истории Одессы
В 1815 году градоначальником Одессы стал граф Ланжерон, при котором Одесса получила статус порто-франко, которым пользовалась в 1817-1859 годах, т.е. была свободной экономической зоной, где допускались беспошлинные продажа и хранение инос ...

Моральный идеал в понятии горца
У каждого человека есть какие-то постоянные моменты его жизни, оставшиеся неизменными при всех поворотах его переменчивой судьбы. Это некий моральный идеал, не столько общий и естественный, что другие обязывающие моменты (будь то воинский ...

Песни терских казаков как этнографический источник в работах кавказоведа С.А. Чекменева
Песни терских казаков опубликованные в дореволюционный период Д.Борисовым, Ф.Гребенцом, А.Баскаковым и др. (СМОМПК, ЗТОЛКС) недостаточно востребованы как этнографический источник. А между тем в них содержится ценный материал о многих стор ...