Женские головные уборы, их разнообразие и знаковые функции

Страница 1

Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной степени оказали влияние переселенцы из Литвы, Украины, Польши, что прослеживается в орнаментике, мотиве вышивки «крестом» нитями красного, черного и желтого цвета, в деталях одежды.

Важную роль в законченности одежды принадлежала головному убору. Русские женские головные уборы (середина - вторая половина XIX века) был: самыми разнообразными. Так, Г.С. Маслова называет пять типов: 1) полотенчатые; 2) кичкообразные; 3) кокошники; 4) повойники, сборники, чепцы; 5) шапки [4, с.112].

О женских головных уборах Белгородско-Воронежского региона разговор особый. Форма старинного головного убора и прическа были взаимосвязаны. Как известно, головные уборы девушек отличались от головных уборов замужних женщин. Согласно этическим представлениям восточных славян и некоторых их соседей, корни которых уходят в глубокую древность, только девушки могли показывать свои волосы и не закрывать их полностью. Замужние женщины должны были всегда и везде тщательно прятать волосы под головной убор.

В Староосколье, как и везде в Курской губернии, в XIX - начале XX века возрастные различия в головных женских уборах были с детства. Девочки до 12 лет носили парчовую повязку; головными уборами взрослых девушек были перевязка, лубяной обруч, венок и платок.

Древнейшей девичьей прической были распущенные волосы. В XIX - начале XX века в Оскольском крае эта прическа сохранилась в качестве обрядовой: расплетание косы у невесты в свадебном обряде; венчание и похороны девушек с распущенными волосами - обычай, сохранившийся кое-где ещё в 1970-е годы (с. Незнамово); распускание волос участницами некоторых аграрных обрядов (например, обряд вызывания дождя).

Обычной же девичьей прической в исследуемый период было заплетание волос в одну косу.

Как и в древности, косу украшали косником, представлявшим собой ленту, подвеску из ткани, бисерную кисть, сшитые в виде треугольника, сердечка или другой формы.

Маленькие девочки носили на лбу матерчатые тесемки. Повзрослев, вместе с сарафаном они получали «красу» - девичий венец, по местному «перевязку», «обвязку». Это был невысокий (5 см) обруч, обшитый позументом, иногда нарядно расшитый, с прицепленными сзади «флотами» (лентами). В особо праздничные дни поверх перевязки девушки надевали красный платок. В платках (фабричной или домашней работы). Однако завязывали платок особым образом - либо под подбородком, либо сзади под косой, сложив в полосу. Пряди волос в косе девушки края укладывали тоже строго определенным образом: одну поверх другой. Обратное плетение обычаем запрещалось. Девичья коса считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и отношение к ней было соответствующее:

Наша девка не рублевая.

Наша девка сторублевая!

Наша коса не алтинная.

Наша коса стополтинная!

В косу вплеталась алая ленточка или «косник» (висюлька из бисера, «шленка» - символ девичества, который особенно ценился. И лишь накануне свадьбы (на девишнике) невеста дарила косник своей самой верной и любимой подруге [3, с.52].

Преобладающим девичьим головным убором был налобень или венок (лубяной обруч), украшенный бисером, блёстками, нередко крашеными птичьими перьями, характерный вообще для всех южнорусских губерний.

Парчовая перевязка (лента) и платок, повязанный по-девичьи, рассматриваются как поздние варианты древнего полотенчатого убора. Эту точку зрения разделяет М.Н. Шмелёва, которая пишет: «Для массового употребления служила повязка из парчовой ленты или сложенного платка, являвшаяся как бы поздней заменой древнего головного полотенца» [1, с.132].

Перевязка - старинный праздничный девичий головной убор, известный ещё в XVI-XVII веках. Он представлял собой обруч из бересты, картона или простеганной в несколько рядов ткани, обтянутой парчой, ситцем, кумачом, пестрядью, с привязанными сзади лентами. Высота перевязки - от 5 до 25 см. Высокие перевязки имели вид усеченного конуса, суживающегося кверху. Способы украшения перевязок были различны в зависимости от места их бытования.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

Заключение.
Прошло время пустых прилавков, продовольственных талонов и неприветливых продавцов. Предприятия торговли и общественного питания, а их в районе 1105, стараются привлечь потребителя и обслужить его так, чтобы он ушел довольный и с покупкой ...

Саратовский край в первой четверти ХVIII века
В конце ХVII — первой четверти ХVIII века, в период петровских преобразований, Саратовский край приобретал все большее значение в хозяйственной и политической жизни страны. Первое знакомство Петра I с отдаленной юго-восточной окраиной го ...

Классификация обрядов
Традиционной обрядностью занимаются ученые, работающие в различных областях: археологи, этнографы, фольклористы, историки культуры. Многие из них имеют свою точку зрения о критериях классификации обрядности. В. Ауновский выделял следующи ...