Женские головные уборы, их разнообразие и знаковые функции
Очелье перевязки украшалось искусственными цветами из яркой прокрахмаленной ткани, дутыми бусами, цветным бисером, перышками селезня, прикреплявшимися к перевязке на висках. Сзади привязывались разноцветные ленты, нередко спускавшиеся ниже талии.
В XVIII-XIX веках в Приосколье перевязка была праздничным головным убором девушек брачного возраста. Её надевали лишь в особых случаях: на святках, на весенне-летние гуляния - в хороводы и «танки».
Перевязка, как и в старину, продолжала быть необходимой частью свадебного наряда невесты. Она сидела в ней на девичнике - обряде расплетания косы, символизирующем прощание с девичеством; в перевязке стояла невеста под венцом.
Венок. В самом конце XIX - начале XX века девичьи нарядные перевязки и обручи во многих селениях Оскольского края постепенно вытесняются венком из искусственных цветов, который становится господствующим свадебным головным убором невесты. Думается, здесь сказалось влияние украинской традиции: венок из искусственных цветов в качестве свадебного убора невесты был характерен для украинских сел данной местности (Обуховка, Казачок, Ново-Александровка, Владимирова, Ивановка и некоторых других).
Исследователи традиционной русской одежды рассматривают ношение этого девичьего головного убора как общеславянскую традицию, вошедшую в культуру украинцев и некоторых групп русских, частично белорусов.
Венок изготавливался из восковых цветов или чаще из цветов, вырезанных из плотной, окрашенной в яркие цвета, хорошо прокрахмаленной ткани. Цветы прикреплялись к металлическому или берестяному узкому ободку на тонких проволочках. К цветам добавлялись перья селезня, павлина, дутые бусы, стеклярус, сусальное золото. Сзади к нему прикреплялись длинные разноцветные ленты.
Венок надевали на голову, завязывая тесемками под косой, при этом ленты были под косой и над косой, спускаясь иногда до талии.
Нередко девушки надевали венок поверх красного шёлкового или ситцевого платка, сложенного в полосу. Платок завязывался на затылке, и его концы спускались по спине. По свидетельству старожилов, во 2-ой половине XIX - начале XX века во многих селениях (Сорокино, Незнамово, Нижне-Атаманское, Каплино, Соковое, Бочарово, Терехово, Потудань, Городище, Солдатское, Выползово и др.) подобные венки надевали девушки на все большие весенне-летние праздники и в них водили хороводы и «танки».
Бытующий в Белгородско-Воронежском регионе женский головной убор «сороку» в старину носили преимущественно только однодворки (женщины из материально обеспеченных семей) по большим праздникам и чаще всего до рождения первого ребенка. Древние сороки были более сложны в плане детализации (5-9 и более элементов). Сегодня в регионе бытует несколько вариантов сорок: с высокой и низкой «челушкой», с «косицами» (черные перышки селезня) у висков, с «флотами» (лентами), «арепеем» (розетки из лент и пуговиц). Многообразна вышивка сорок золотой и серебряной нитью, украшенная цветным бисером, стеклярусом, позументом, лентами, галуном.
Летом девушке не возбранялось ходить с непокрытой головой или в домотканой холстинке. Свадебным головным убором в селе считался «почепушник», или чепчик, украшенный по окружности кружевами и выбивкой. Поверх него надевали кашемировый или «рыпцевый» платок (с блестящей шелковой нитью). Замужние женщины всегда ходили только с покрытой головой. «Под низом беленый - выбитая косынка, сверху платок или цветастый полушалок, а в праздники - «рьпцевая» шаль, - вспоминают селяне. Голова женщины должна быть покрыта, показываться на людях простоволосой считалось позором.
Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветны гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльнику над ушами, выше их втыкали косицы [6, с.98].
Популярные материалы:
Брак и семья
Брак - одна из важнейших форм человеческих взаимоотношений, прошедшая очень сложный и долгий путь развития. Как и всякое официальное явление, становление института брака происходило под влиянием господствовавших у англичан в то или иное в ...
Этногенез и его основные
факторы
Исследование процесса этногенеза - происхождения и развития этносов - ученые-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимо ...
Основные
занятия
Основные занятия тундровых чукчей - кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасалис ...