Застройка города

Страница 2

Особое развитие получила центральная часть города, которая быстро застраивалась, и осваивались кварталы, прилегавшие к оборонительным казармам. Вредные в санитарном отношении мясобойни и салотопенные заводы вынесли к развилке Люстдорфской и Большефонтанской дорог. На пл. Новобазарной выросли 2-этажные лавки с колонными галереями. В общегородском торговом центре главной стала пл. Старобазарная, застроенная монументальными зданиями. Широкий просп. Александровский связывал три площади и образовывалась впечатляющая пространственная анфилада. Возросшее политическое и экономическое значение Одессы, ее роль южного "окна в Европу" потребовали создания административно-культурного центра. Важное значение прибрежного участка понял еще архит. Ф. Фраполли, по в его проекте не учитывались особенности рельефа и содержание застройки. Поэтому в 1819 г. архит. Ф. Шаль разработал новый проект, который в 1820 г. при содействии инж. К. И. Потье был утвержден. Теперь основное значение получил открытый к морю широкий бульвар с полукруглой площадью посредине, на которую, изменив свое направление, выходила ул. Екатерининская. В 1823 г. проект был скорректирован в связи со строительством на одном торце бульвара дворца Воронцова. Вскоре полукруглую площадь застроили монументальными зданиями, одно из которых предназначалось для присутственных мест, а на самой площади установили памятник Ришелье. Центральную ось бульвара также подчеркнули гигантской лестницей, ведущей к набережной. На другом конце бульвара возвели биржу. В результате, обладая развитым центром, фланкируемый по сторонам крупными сооружениями, бульвар получил композиционную завершенность и превратился в парадное лицо Одессы со стороны моря.

В 1840-х гг. изменился облик пл. Театральной. Вокруг нее построили крупные здания, среди которых выделялся дом градоначальника. Восточная часть площади была застроена торговыми корпусами Пале-Рояля. Перед театром соорудили здание Английского клуба, еще ниже - Музей истории и древностей. Таким образом, возникла сложная система связанных и ритмически переливающихся пространств бульвара, площадей Биржевой (ныне пл. Коммуны) и Театральной. Наибольшее развитие получил прием периметральной застройки участков. Увеличивалась этажность застройки. . Если в 1820 - 1830-е гг. в центральных кварталах возводили 2-этажные дома, то в следующем двадцатилетии высота зданий возросла до 3 - 4 этажей. Рос объем строительства. Так, в 1835 г. город насчитывал 4539 жилых домов, из них 2- и 3-этажных было 463, а в следующем 1836 г. количество последних увеличилось па 261. Наблюдалась неравномерность застройки районов. Например, в 1838 г. центральная часть города состояла из 5067 каменных домов, где свыше 800 были 2- и 3-этажными, а значительно более крупные по площади Молдаванка и Пересыпь имели всего 3305 зданий, из них только 30 2-этажных.

Крупные купцы и помещики строили дворцы усадебного типа. Ярким примером такого строительства является здание на ул. Софийской, 5 (ныне ул. Короленко), возведенное в 1810-х гг. В конце XIX в. оно стало собственностью города и с тех пор здесь находится музей с богатой коллекцией произведений русских и украинских художников. Перед нами типичная дворянская усадьба. Корпус в два этажа отодвинулся от улицы в глубину участка, крылья служб полукругом охватывают парадный двор, огражденный великолепной по рисунку чугунной решеткой. За домом располагался обширный сад, когда-то спускавшийся до самого моря. Архитектура дворца отличается тонко найденными пропорциями, а яркая окраска стен делает очень выразительными белые узорные детали и сочную лепнину. Прекрасно выполнен шести колонный портик, выплывающий из массива здания.

Внутренние помещения имеют анфиладную планировку. Парадные залы с изысканной отделкой расположились па первом этаже. Пышностью и блеском сверкает центральный зал с его паркетным полом и обилием растительного орнамента на потолке, то сплетающего сложные узоры гирлянд, то сворачивающегося а круглые венки. Лестница, ведущая в жилые покои второго этажа, как бы спряталась в угол здания. Романтичен и загадочен подземный ход под дворцом. С ним связано множество таинственных преданий. Большой загадкой остается имя автора здания. Анализируя стилистические особенности, можно лишь предположить, что им был польский зодчий. В тот же период в пер. Красном появились первые доходные дома с квартирами для сдачи в аренду. Они сохранились на протяжении почти целого квартала с № 18 до 30. Внутри каждого дома устроены крошечные дворики площадью 8-10 кв. м. Они обнесены открытыми деревянными галереями и лестницами, пленяют своей красотой и особым южным колоритом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Популярные материалы:

Социально-экономическое развитие малых народов в конце 20 в. – начале 21 в.
Территория проживания телеутов представляет собой степной ландшафт Кузнецкой котловины, и по ряду геоботанических и климатических параметров создают благоприятные возможности для интенсивного развития сельского хозяйства. Вегетационный пе ...

Деятельность Андрея Денисовича Виниуса
Виниус или Вениус Андрей Денисович - голландский купец, поселившийся в России при Михаиле Федоровиче. Первоначально занимался хлебной торговлей, потом получил разрешение построить близ Тулы чугуноплавильный и железоделательный завод. При ...

Антропологическая характеристика
Манси и Ханты характеризуются следующим комплексом признан: -низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин); -общая грацильность (миниатюрность строения); -неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте; -прям ...