Застройка города

Страница 4

В 1820-е гг. происходят также изменения в строительстве особняков. Они нередко сооружались в традиционной форме в глубине участка с парадным двором перед главным корпусом. Примером может быть дворец Толстого у Сабанеева моста, возведенный в 1830 г. в сдержанных формах ампира. Полуротонда его заднего фасада обращена к саду, который отделялся от переулка оградой на высоком цоколе. Однако недостаток земельных площадей в центральных кварталах приводит к тому, что постепенно парадный двор исчезает из дворцового строительства. Большинство особняков теперь возводится прямо на красных линиях.

Показательным в этом отношении является дом на пл. Тираспольской, построенный в 1834 г. архит. Г. И. Торичелли. Здесь залы запроектированы в виде анфилад, а со стороны двора устроена полуротонда с колоннами. Приземистый цоколь расчерчен рустом, парадность второго этажа подчеркнута богатством пластических форм, разнообразием лепного убранства.

Одним из самых ярких памятников архитектуры Одессы является дворец Воронцова. Он разместился на том месте, где когда-то был турецкий замок, на высокой круче над обрывами, гордо открытый солнечным лучам и соленым морским ветрам. Несмотря на расположение в парадной части города, дворцовая усадьба оказалась замкнутой и обособленной. От общественного бульвара она отгораживалась массивной решеткой, к тому же главный корпус "повернулся" к бульвару не фасадной плоскостью, а углом. Автором проекта и.строителем дворца был архит. Ф. К. Боффо. Главный корпус соорудили в 1824 -1827 гг. и уже к 1828 г. здесь устраивались празднества. Весь комплекс усадьбы был завершен в 1829 г. Его доминантой являлось здание дворца, имеющее компактный, почти кубический объем.

В конце 1830-х гг. небольшие дома на окраинах начали перегружать лепным декором и ордерными элементами, а особняки возводить в формах романского и готического стилей. Примером является так называемый Шахский дворец, возведенный в 1852 г. архит. Ф. В. Гонсиоровским в начале ул. Гоголя. Разместившись над крутым обрывом, здание хорошо обозримо с морского побережья. От дворца к ул. Приморской сбегает неширокая лестница. Когда поднимаешься по ее ступеням, здание медленно выплывает из густой растительности над кромкой обрыва, как на киноленте. Сначала появляются зубцы верхов башен, затем сами башни и мощные стены и, наконец, величаво открывается весь 2-этажный массив, окруженный развесистыми акациями и пирамидальными тополями. Двор спрятался за стенами основного здания и двух примыкающих к нему корпусов, словно в каменный мешок. Раньше в него входили со стороны ул. Гоголя, где возвышались монументальные ворота с калиткой в виде подъемного крепостного мостика. Это здание напоминает старинные английские замки. Объемы в два этажа теснятся друг к другу, восьмигранные башни и декоративные шпили вырываются вверх, и прямоугольные проемы чередуются со стрельчатыми. Здесь и мощные контрфорсы, и ритм прямых зубцов па парапетах.

Во дворце на ул. Пушкинской, 9 (1857 г., архит. Л. Ц. Оттон) применены формы французского барокко. Отличительной особенностью здания являлось то, что часть его предназначалась для сдачи в аренду и со стороны ул. Греческой имелся въезд во двор. Угол здания срезан и обогащен эркером, который поддерживается кронштейном в виде грациозно прорисованной корзины. Строго симметричные фасады не лишены легкости. Это достигнуто двухъярусным применением коринфского ордера, удлиненными оконными проемами с изысканными лепными украшениями, сочным декором фронтонов, бегущим орнаментом фриза, фигурными металлическими балконами и козырьком над входом.

План дворца необычен из-за криволинейных форм помещений. Так, овальному салону в угловой части здания отвечали два зала со скругленными углами, служившие переходом к анфиладам других апартаментов. Все это являло собой мастерское подражание французской архитектуре, Но в построении плана сказались и традиции Одессы. Главный корпус со стороны ул. Пушкинской расширен в полтора раза и вместо одной устроены две внутренние продольные стены. Этот планировочный мотив несомненно навеян галерейкой композицией жилого дома. Именно как забранную галерею нужно рассматривать неширокие залы со стороны двора, что подтверждают и ордерные аркады их фасадов. В результате средние помещения получили мало света, зато стало возможным создать великолепную многомаршевую лестницу, ведущую из роскошного вестибюля на второй этаж, залы которого поражают великолепием узорных паркетных полов, изысканностью плафонов и пышной орнаментикой стен, решенной в нежной гамме серебристо-зеленоватых тонов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Популярные материалы:

Бедуины
Бедуины это главным образом арабы-кочевники, живущие на протяжении большей части пустыни в Северной Африке и полупустынных регионах Северной Аравии. Бедуины также могут быть найдены на Ближнем Востоке, прародине арабов. Бедуины прибыли в ...

Религия
В начале была тьма. Но всевышний явил золотое яйцо, в котором был заключен Род- родитель всего сущего. Род родил Любовь- Ладу, любовью разрушил свою темницу. «Солнце вышло тогда из лица Его. Месяц светлый - из груди Его. Звезды часты ...

Народные художественные традиции празднования Пасхи
Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Па ...