XIX-XX века в истории Одессы
В 1815 году градоначальником Одессы стал граф Ланжерон, при котором Одесса получила статус порто-франко, которым пользовалась в 1817-1859 годах, т.е. была свободной экономической зоной, где допускались беспошлинные продажа и хранение иностранных товаров.
При градоначальнике Ланжероне также был основан Институт благородных девиц, городская типография, устроен Ботанический сад, открыт лицей; в 1820-40-е годы создается архитектурная визитная карточка Одессы – ансамбль зданий и сооружений Приморского бульвара, разбитого на высоком береговом уступе, параллельно кромке моря. На протяжении бульвара расположен ряд домов, обращенных фасадом к морю, а за ними начинаются городские кварталы.
В 1823 году генерал-губернатором Новороссийского края был назначен выдающийся государственный деятель князь М.С.Воронцов, очень много сделавший для Одессы. На торце Приморского бульвара был возведен комплекс сооружений Воронцовского дворца (1824-34гг.).
В центре бульвара был установлен памятник А.де Ришилье (1828 г), от которого на средства Воронцова в 1837-41-х годах была построена Бульварная (Потемкинская) лестница, имеющая 192 ступеньки, – парадный вход в город со стороны Черного моря.
К 1850 году Одесса стала крупным промышленным центром с населением около 100 тыс. человек и наиболее острой городской проблемой стала постоянная нехватка питьевой воды, которой Одессу снабжала 100-метровая артезианская скважина, пробуренная в Водяной балке. В феврале 1853 года от источника, расположенного в 12 верстах от Одессы был проложен первый городской водопровод Ковалевского.
Во время Крымской войны, 10-14 апреля 1854 года в Одесскую бухту вошли 32 корабля англо-французской эскадры, которые обстреляли город, но получили достойный отпор и отступили, отказавшись от штурма города.
В 1866 году Одесса была соединена железной дорогой с Киевом и Харьковом. 9 сентября 1873 года была окончательно решена проблема водоснабжения, когда при помощи английских концессионеров Одесса получила днестровскую воду, а в специально построенном на Соборной площади фонтане забили первые струи чистой питьевой воды. К концу XIX века это был самый современный водопровод в Европе и по протяженности – единственный в России.
В 1878-95-х годах градоначальником Одессы был Г.Г.Маразли, в годы правления которого была построена конно-железная дорога, проложена первая трамвайная линия, разбит Александровский сад, построен новый Оперный театр – один из лучших в Российской империи.
Одесса развивалась столь стремительно, что всего за одно столетие превратилась из небольшого поселка в крупнейший морской порт России на Черном море и четвертый по величине город Российской империи, после Петербурга, Москвы и Варшавы.
В начале ХХ века Одесса стала еще и популярным климатическим курортом; 8 июля 1902 года был пущен одесский фуникулер рядом с Бульварной (Потемкинской) лестницей. Два вагончика, вместимостью 35 человек каждый, были привезены с Парижа и связали нижнюю часть города с верхней. Проработал фуникулер почти в неизменном виде до 1969 года.
К 1910 году Одесса, с более чем полумиллионным населением становится третьим по величине городом Российской империи, после Петербурга и Москвы.
Популярные материалы:
Сущность язычества
«Одной из основных черт мировосприятия как древнего, так и средневекового человека была глубокая религиозность и вера в сиюминутное влияние потусторонних сил на его жизнь».[1] Язычество, как правило, не относят к числу мировых религий.
С ...
Народные художественные традиции празднования Пасхи
Пасха как важнейший православный праздник. Определение его даты по «Пасхалиям». Ветхозаветный и новозаветный смыслы Пасхи. Библейское сказание о воскресении Христа. Художественные элементы пасхальных народных гуляний, игр, развлечений. Па ...
Саратовский край в первой четверти ХVIII века
В конце ХVII — первой четверти ХVIII века, в период петровских преобразований, Саратовский край приобретал все большее значение в хозяйственной и политической жизни страны.
Первое знакомство Петра I с отдаленной юго-восточной окраиной го ...