Символика цвета в культуре семейских

Страница 2

Яркие ткани из которых шилась женская и мужская одежда являлась лучшим украшением наряда, как в прошлом, так и теперь.

Ткани даба, даленба, атласы, шелка, бархат, ситец, бумазея продавались в большом количестве.

Цвета имеют обширный и сложный символический смысл.

Алый (малиновый) – цвет крови, связанный с жизненным началом.

«Цвет является формой (естественностью) языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные доктрины».

Красный – символ жизни, праздника в Древней Руси и у семейских Забайкалья.

Жаркие (оранжевые), черемные (бордово-коричневые), багульные (светло-малиновые), саранковые (светло-красные) – основные цвета семейских.

Местные названия многие цвета получили по имени распространенных цветов и ягод. Так «жаркой» цвет получил название от цветов жарка, черемный – от плодов черемухи, багульный – от цветов багульников. Яркость цвета являлась главной отличительной чертой костюма семейских Забайкалья.

Множество сложных систем цветовой символики охватывает практически все области знания нашего мироздания. Однако эти связи основаны на произвольном выборе.

Что касается истинным, так это то, что цвета представляют собой в основном жизнеутверждающие принципы. Цветовосприятие времени также представляет синтез языческого, древнеславянского ощущения цвета, в сочетании и взаимосвязью с бурятской культурой. Этот синтез и создал особенность в искусстве и культуре семейских Забайкалья.

Многоцветие, контрастность, яркость цветов – главная характерная черта росписей семейских Забайкалья. Истинным является то, что цвета в искусстве росписей семейских представляют не только удовлетворение эстетических потребностей, но и основу – жизнеутверждающие символы духа народа.

Жизненность художественных традиций и сохранение многих видов народного искусства до настоящего времени в значительной мере объясняются тем, что создателями его наряду с мастерами являются сами крестьяне, для которых связь искусства с бытом – глубокая и необходимая традиция.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что росписи семейских Забайкалья – важный элемент духовной и материальной культуры, явления богатейших традиций, синтезирующих живописные и графические приемы письма, самобытная орнаментация сложных и примитивных техник исполнения. Искусство росписи и полихромное раскрашивание, сохранявшее традиционную форму вплоть до 40-50 гг. ХХ века нельзя считать явлением прошлого, так как и в настоящее время оно продолжает жить в творчестве народных мастеров. Росписи – отражение культуры семейских Забайкалья. Рассматривая элементы, сюжетные мотивы, можно составить представление о ценностях, ментальности данной этно-группы. Росписи семейских выступают как семиотическая система, с определенной знаковостью, что позволяет исследованию, развитию богатейших традиций семейских, открывает возможность их возрождения и широкого использования в декоративно-прикладном искусстве на уроках с учащимися – через аспекты культурологических знаний. Развитие местных традиций в результате совмещения теоретических и практических занятий. На практических занятиях – основа (процесс трансформации натурных мотивов в декоративную композицию с применением живописных и графических приемов росписи). Живописные и графические росписи не утратили свою самобытность и прямые символы, помогающие глубоко проникнуть в культуру семейских Забайкалья.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Хозяйственно-культурная деятельность берберов
Главная особенность хозяйства неоседлого населения Африки заключается в экстенсивном использовании природных ресурсов пустыни, что вместе с кочевым и полукочевым образом жизни способствует в определенных политических условиях сохранению а ...

Музеи в условиях репрессий дальневосточной интеллигенции
К середине 1930-х гг. в СССР утвердилась система управления государством с характерной для неё максимальной централизацией власти в руках высшего политического руководства и аппарата управления. Провозглашённая культурная революция изнач ...

Эволюционизм
этнологический социокультурный эволюционизм релятивизм Формирование первой собственно этнологической теории - эволюционизма началось около середины XIX века и было связано с общеметодологическими научными установками и открытиями того вр ...