Исторические корни костюма семейских Забайкалья

Страница 2

Семейские Забайкалья обладали большим сельскохозяйственным опытом и трудолюбием. Для работы в поле необходима удобная одежда, поэтому мужчины и женщины подпоясывали рубахи, носили штаны с ластовицей (шкеры).

Женщины носили платки, убирая волосы, и сарафаны с широким подолом для сбора урожая.

Делая обобщения, можно сказать, что костюм семейских Забайкалья – один из стойких уникальных этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества.

Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты, обмен между двумя и более этническими общностями материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Таким образом, многогранное искусство семейских имеет свои особенности, присущие ему, сложившиеся в XVII-XIX вв. в период неоднократных поселений.

В костюме семейских Забайкалья нашли применение китайские ткани (даба – далемба). «Темно-синий, черный, в магазине брали» - подтверждает одна из семейских женщин. Применяли шелка (бурс, кинфа, чесуча). У бурят были заимствованы: доха, меховая шапка (малахай). Костюм семейских включает не только северорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского и украинских костюмов (гачи, шаровары, ношение «корольков», т.е. бус), а также способы повязывания платков. «Имеются в семейской одежде и южнорусские черты: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, дутые бусы, яркие ткани, украшение цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями. Женский костюм включает в себя следующие элементы: рубаха, сарафан, нижняя юбка, пояска,[21] запон и кичка[22], кокошник[23] (для замужней женщины), медный крест, бусы, позатыльник,[24] повязки и другие» - отмечала в своих трудах Г.С.Маслова.[25]

В теоретической части занятий по ДПИ, возможно вовлечение учащихся через игру, драматизацию и другую актуальную для ребенка деятельность в диалоги о формах бытового устройства, человеке, его культуре, идеалах. Педагогическая задача заключается в том, чтобы, во-первых, не упустить возрастные возможности ребенка чувствовать, переживать, размышлять о жизни и человеческих судьбах, а во-вторых, поднять на новый, качественно более высокий уровень эту внутреннюю работу. Активизировать образное мышление ребенка через систему вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию.

На уроках ДПИ возникает необходимость преподавания культурологических знаний по региональной культуре для учащихся и вопросы по культуре семейских Забайкалья. «Как называется головной убор женщины в семейском костюме» предполагает односложный ответ: «кичка». «Как на Руси, по народным представлениям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия как «повойник», «кика», «орнамент», «цвет» и т.д.

В процессе диалога происходит осмысление слова «беда» (горе, увечье, бедность, позор, бездетность). Проблема, затронутая в вопросе, касается семейных отношений, и личных переживаний человека, и эстетического поведения женщины.

Это знание декоративных образов, и особого, сейчас в значительной степени утраченного, языка, полного многозначности, поэтических метафор и иносказаний.

Этот язык был связан с очеловеченным, мифологизированным миром природы. В силу специфики образного мышления семейских Забайкалья каждое изображение (в росписях, резьбе, вышивке) могло стать поводом для развития заложенного в произведении действия. Известную информацию о круге представлений крестьянина дают загадки. Хотя среди фольклористов нет однозначного мнения об историческом возрасте ряда загадок, некоторые их виды обнаруживают связь с поразительно глубокой древностью. Много народных загадок связано с природой и ее явлениями, в них окружающий мир рисуется знакомыми образами, в виде частей дома, предметов быта, предметов одежды.

С учащимися на уроках ДПИ можно рассмотреть загадки семейских Забайкалья.

«Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены» (ночное небо и звезды).

«Из окошка в окошко – золото веретешко» (солнечный лучик).

«Стоит в кичке Орина выше овина, клонится, не переломится» (журавль у колодца).

Или «Лютая свекровь семью стережет, свекровь рассердится – семья разбежится» (матица).

Печь в избе могла быть «великаном в углу» или «Стоит Матрена здорова, ядрена, зенки (глаза) и пасть открыват, что дают – глотат». Очень древнее содержание прочитывается в этом образе, связанном с магией жизни. Рогатина для печи, это и рогатое женское существо – устойчивое антропоморфное изображение (рогов) в вышивке. Исследователи указывали на сходство кички – женского головного убора – с рогами коровы. Рога, в свою очередь, связывали с плодородием и благополучием. Тем самым печь с отходящими от нее воронцами, разграничивающими избу на углы, соединялась с важными культами в жизни семейских Забайкалья – культом плодородия и зажиточности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Популярные материалы:

Географическое положение
Эстония расположена в северо-восточной части Европы, на южном берегу Финского залива Балтийского моря. Ближайший северный сосед – Финляндия. От Таллинна до Хельсинки по морю всего 87 км. Чуть дальше, в 401 км на северо-запад от Таллинна, ...

Площадь 350-летия Красноярска
15 ноября 1961 года был сдан в эксплуатацию Коммунальный мост через Енисей. У моста были созданы две площади: Предмостная — на правом берегу Енисея, и площадь 350-летия Красноярска — на левом берегу. Проектирование и строительство архите ...

Классификация традиционных календарных праздников и обрядов русского народа
Колядование Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, ...