Исторические корни костюма семейских Забайкалья
Существовали обряды, целая система примет, оберегов, то есть чего не следовало делать, чтобы не навлечь гнева неведомых сил. Верили в воздействие на них колдовским словам, заговорам. По представлению семейских Забайкалья каждый дом находятся под покровительством духа, оберегавшего огонь в печи и скотину во дворе. Эта вера в духов-охранителей отражалась в устном творчестве и народном изобразительном искусстве, где прослеживаются две стороны магии – охранение от зла и пожелание добра.
И в устном, и в песенном творчестве семейских Забайкалья, особенно в песнях, отражены народные традиции. Учащимся на уроке ДПИ задается вопрос: «Почему в песнях семейских Забайкалья «Красный сарафан» такое важное место отведено образам сарафана и расплетенной косы?» Лучше задать детям после прослушивания этого музыкального произведения. В нем содержится смысловая ориентация и на элементы традиционного свадебного костюма, и на образ свадьбы как смерти и возрождения в новом качестве. Педагог иллюстрирует учащимся преемственность народных традиций как генетическую черту этого художественного направления; донести до сознания учащихся, что опыт ушедших поколений актуален и сегодня.
Сегодня о костюме говорят как о явлении, с одной стороны исключительно связанном с модой, социумом, а с другой – как области тотального самовыражения человека. В диалоге с учащимися ставится основной акцент на творческое осмысление проблем костюма. В диалог необходимо включить дискуссию о возможных в языческой культуре традиционных формах головных уборов и обоснование собственной концепции поиска наиболее острого, художественного воплощения аллегорической идеи (живописного, графического, пластического). Диалог следует закончить либо творчеством ребят, либо их поисковой работой с изобразительным материалом.
Формулировки вопроса могут быть проще и сложнее в зависимости от возраста детей и степени их готовности к диалогу. Главное в нем – поступательная динамика проникновения в культурологический материал: от знакомства с понятием или фактом – к его активному использованию, а затем к творческому осмыслению в контексте культурной преемственности. Педагогической задачей на занятиях с учащимися по предмету ДПИ – полученные знания, эмоции и опыт (практический) помогут формированию стиля их мышления и деятельности.
Костюм семейских Забайкалья прошел в своем развитии долгий путь, тесно связанный историей и эстетическими воззрениями его создателей, истоки которых уходят глубокими корнями к истории Древней Руси.
Задавшись целью рассмотреть древнерусский костюм, мы должны прежде всего определить, какие функции он выполнял во всей культурной системе своего времени.
Ответ, казалось бы, очевиден: одежда защищает от холода, украшает. Это – взгляд современного человека на нашу обычную одежду. Но когда мы углубляемся в изучение костюма исторического, перед нами предстает целая система знаков, складываемых в своеобразный язык – язык, который был хорошо знаком людям далекой эпохи. Одежда содержала множество смысловых уровней, соответствовавших основным видам жизнедеятельности человека.
Прежде всего, костюм выполнял религиозно-магическую функцию в трудовых и праздничных обрядах. Он через детали и орнаментацию связывал человека и его род путем этических обязательств с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении древнего славянина обладали магической силой, с помощью которой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира – способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства. Не менее важная роль отводилась костюму в системе общественных отношений, то есть он выполнял социальную функцию. Древний славянин считал, что каждому от рождения богами и духами предопределено его земное предназначение. Духи рода берут человека под свое покровительство, и это обязательно должно отразиться в его облике через костюм. Собственное место в мире священно, и человек с честью и достоинством подчеркивал своим внешним видом то, как добывает он свой хлеб, какую общественную роль даровала ему судьба. Такое наглядное представление о занятии и статусе человека облегчало коммуникацию между людьми. Костюм регламентировал формы их взаимоотношений.
Отражая представления народа о красоте, костюм тем самым выполнял эстетическую функцию. В каждое конкретное историческое время в обществе при единстве эстетических представлений выделяются группы людей, обособленных принадлежностью к той или иной религии, определенному сословию, роду деятельности. Они составляют внутри культуры целого народа «малую» культуру (субкультуру). Взгляды на красоту у них могут быть различны. Поэтому-то древнерусские традиции несут в себе и красоту языческих обрядов, и строгую, чистую красоту монастыря, и мужественную красоту дружинного воинства, и торжественную красоту церемоний. Костюм выражал ту эстетику труда, обряда, веры, веселья, которую несла в себе жизнь, повседневный или праздничный наряд. Понимания красоты костюма древних славян отличались от современного. Ее определяли не яркость и богатство одежды, не фантазия в покрое, а соответствие религиозному и общественному идеалу.
Популярные материалы:
Кубанские казаки: земляки и соседи
«Казачий словарь-справочник», изданный эмигрантской общиной в США в 1968 году и перепечатанный ныне в России, провозглашает: «Кубанские казаки — коренные жители правого берега реки Кубани и Приазовья .». В свою очередь, знаменитый «Толков ...
Природа края
Тазовский сельсовет расположен на территории Курской области к северу от областного центра г. Курска, в бассейне реки Тускарь. На юге пункты граничат с Курским районом и входят в состав Золотухинского района. Наша местность расположена на ...
Семья
Структура семьи
Основной социально-хозяйственной ячейкой общины была большая патриархальная семья, представляющая единый хозяйственный и общественный коллектив. Несколько неразделившихся братьев со своими женатыми сыновьями и их потомств ...