Численность и структура крестьянской семьи в Сибири в конце XVIII - XIX вв.
Кроме того в том же году в Томском округе числилось 3348 душ мужского пола "домовых" и 12441 душа "бездомовых" поселенцев (3147 поселенческих дворов). В среднем у поселенцев на двор приходилось по 5 душ мужского пола (без "бездомовых" – примерно по одной душе)[77].
О размерах семей у приписных крестьян говорят данные З.Я. Бояршиновой (за 1825 г.): в среднем по Алтайскому горному округу на двор приходилось по 2,8 душ мужского пола и по 5,8 душ обоего пола[78]. В целом томская крестьянская семья была близка по численности крестьянским семьям района раннего заселения. Исключение составлял Алтай. Нередкая здесь, по данным Г. Потанина, большая крестьянская семья которая "имеет общую пашню и сообща производит работы»[79]. Однако тот же Потанин дает нам представление о специфике неразделенной семьи середины XIX в. по сравнению, например, с подобными семьями предыдущего столетия. Единство большой семьи, пишет Потанин, теперь «только внешнее; хотя семья старика и женатого сына живут в одной избе и пашут одну пашню, но в то же время в coкровенной глубине их отношений уже таится стремление к разделу; это стремление не высказывается даже, может быть, не сознается, а выражается только бессознательным противодействием». Все «статьи хозяйства, кроме хлеба, уже ведутся обеими семьями отдельно; так, например, на одном дворе живут две стаи гусей; одна принадлежит свекрови, другая снохе… Лен также возделывается отдельно… Пчелы также отделяются…». Это уже не большая семья в ее собственном значении. Видимо, окончательный распад такой семьи – вопрос нескольких лет.
В целом же заторможенность семейных разделов на Алтае объяснялась отмеченной Потаниным относительной изолированностью местного крестьянского населения, способствовавшей сохранению черт патриархального уклада жизни. Материал показывает, что дробление крестьянских семей в рассматриваемый период шло по всей территории Западной Сибири, хотя – в силу определенных причин – в разных ее частях с различной интенсивностью. И причем процесс этот в равной степени был присущ округам Европейской России.
На причины семейных разделов существуют различные точки рения. «Несогласия между женщинами» выдвигает в качестве основной причины семейных разделов у томских крестьян Н. Костров[80]. Применительно к Европейской России подобную точку зрения развивает и И. Тютрюмов. Однако сами эти "женские несогласия" являлись следствием глубинного процесса разложения патриархальных отношений в русской деревне, в свою очередь вызванного развитием товарно-денежных отношений. Именно так надо понимать слова А. Ефименко: «…Семейные разделы… не причина, а скорее результат общего расстройства крестьянского хозяйства…»[81]. Ослаблялась власть главы большого патриархального семейства, росла у членов этого семейства тяга к отдельной, самостоятельной жизни. Условия жизни и хозяйствования крестьян в первой половине ХIХ в., как правило, позволяли осуществлять разделы. Не обязательным при этом для молодых было согласие на их выдел главы большой семьи. «Самовольные отделы взрослых сыновей, - пишет Н. Костров о томских крестьянах, - против воли родителей, бывали довольно, часты»[82].
В целом в XIX в. в Западной Сибири идет процесс унификации крестьянских семей. К 50-м годам столетия здесь господствующее положение занимают малые по составу семейные ячейки (в 6 – 8 душ обоего пола). Поскольку условия жизни и хозяйствования земледельцев в разных районах края все же во многом оставались различными (в силу специфики природно-демографических ситуаций и истории заселения), следует согласиться с А. Ефименко, что крестьянская семья «есть цельная социальная организация, живущая и развивающаяся по своим внутренним законам»[83]. Последние же определялись в первую очередь обоими социально-экономическими процессами (и сопутствующими им изменениями в общественном сознании), зарождавшимися в стране. Местные особенности в численности и структуре сельских семей возникали лишь в исключительных обстоятельствах: в районах, активно колонизующихся (Ишимский и Омский округа) или оказавшихся в относительной изоляции от внешнего мира (Алтай).
Популярные материалы:
Отчий дом
Родился Яков Алексеевич в Вятке 27 сентября 1816 года. Владимирская церковь была для Прозоровых семейным приходом. Дети, родившиеся в Вятке, крестились в этой церкви, а Яков Алексеевич много раз жертвовал на благоустройство и содержание х ...
Пол
В 1980 г. число мальчиков превышало численность девочек. Соотношение мужчин и женщин из различных возрастных групп называется коэффициентом пола. Он подсчитывается путем деления числа мужчин на число женщин и умножения полученного результ ...
Старое и новое в намусе
Не ищите слово «намус» в словарях. Вы не найдете его ни в четырехтомном «Толковом словаре русского языка», ни в «Словаре иностранных слов», ни даже в «Большой советской энциклопедии». Лингвисты для перевода этого слова предложат эквивален ...