Одежда Русских крестьян Сибири
В данной главе мы рассмотрим одежду женщин, так как она показывает более полную картину быта сибирских крестьян. Работа, приходившаяся на долю женщин, в западносибирской деревне феодального периода была довольно разнообразной. Крестьянки разделяли с мужчинами труд на жатве и покосе, молотили хлеб, иногда даже занимались промыслами. И все же главные их обязанности заключались в уходе за домом, огородом, скотом, приготовлении пищи, обработке растительного и животного сырья, рукоделии, стирке белья. Они значительно меньше, чем мужчины, участвовали во внешних сферах хозяйственной деятельности семьи.
В материалах конца XVIII – XIX вв., относящихся к территории Западной Сибири, встречались сведения о 940 единицах женской нательной, 435 единицах горничной, 26 единицах верхней одежды. Малочисленность последней группы объясняется тем, что верхняя одежда преимущественно имела универсальный характер, т.е. использовалась мужчинами и женщинами одновременно. Только в 26 случаях была оговорена в источниках её принадлежность – женская. К выделенным группам отнесены соответственно: женская нательная одежда – рубаха; горничная – сарафан, дубас, навершник, верхник, пара; нагрудная: душегрейка, нарукавники, телогрейка, полушубок (тканевой), шугай, шушун; поясная – верхних, запон, передник, фартук, юбка; верхняя – шуба-"галанка", шуба, полушубок, епанечка[167].
Главным элементом костюма женщин и девушек Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв., как и в европейской части страны, являлась рубаха. Она использовалась самостоятельно и в комплекте с сарафаном. Рубаха могла быть цельной или комбинированной из двух частей, отличающихся по названию и материалу. Почти на всей территории изучаемого региона видимый из-под сарафана верх и скрытый низ называли северно-русскими терминами "рукава" и "стан", "становина", "станушка". Становина, как правило, шилась из холста более низкого качества, а рукава, придававшие костюму нарядный вид, — из тонкой домотканины или фабричного материала. Иногда название "рукава" распространялось на женскую рубаху в целом.
В первой половине XIX в. происходит замена традиционного "сарафанного" комплекса на городской — "пару" (юбка и соответствующая нагрудная одежда) или платье — рубаха становится только нижним бельем. Можно заметить, что процент рубах, полностью сшитых из покупных тканей, в XIX в. несколько выше, чем в XVIII в., что является, на наш взгляд, свидетельством возрастания роли фабричных материалов в рассматриваемой группе одежды. Оказывается также, что из приобретенных тканей наиболее употребляемыми были александрийка, фанза, кисея (XVIII в.) и бахта, даба, кисея (первая половина XIX в.), из домашних — холст ленный тонкий[168].
Сарафанный комплекс как вид общерусского женского костюма сформировался в период сложения и развития Русского централизованного государства в XV – XVII вв. и был принесен на территорию Зауралья переселенцами из европейской части страны[169]. Древнейший глухой косоклинный сарафан, сшитый большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставными слегка скошенными продольными клиньями по бокам, был известен на северо-востоке России как дубас, дубильник (от слова "дубить" — красить). В таком виде и под таким названием сарафаны получили широкое распространение в Западной Сибири.
Уже в начале XIX в. в сибирских уездах Пермской губернии сарафаны, крашеные корой, носили только в уединенных деревнях и только беднейшие женщины, которые "не имели на что купить сандала"[170].
Популярные материалы:
Из истории костюма кубанских казаков
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный худо ...
Культура и религия. Эллинское влияние
В среде скифской знати выделялись два лагеря: приверженцев греческой культуры и ревнителей обычаев предков. У Геродота есть история о царе скифов Скиле, сыне гречанки. Он был любителем всего греческого, носил эллинскую одежду, живал в Оль ...
Социологическая школа
Почти одновременно с зарождением диффузионизма в европейской этнологии сформировалась социологическая школа, оказавшаяся творчески более плодотворной, чем диффузионизм. Если основоположники эволюционизма видели главный предмет этнологии в ...