Одежда Русских крестьян Сибири
Последним штрихом в горничной одежде крестьянок являлась опояска (пояс), повязанная поверх сарафана по талии, в будни — шерстяная "своего рукоделия", в праздники — шелковая с "мишурными висящими кистями"[176]. Пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче, как у мужчин, так и у женщин.
Представление о горничной одежде крестьянок Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв. будет неполным без выявления характера бытования самого нового и модного для того времени городского вида одежды — платья. В середине столетия круглые платья носили и жительницы Ишимского окр. Барабинские крестьянки надевали платья в праздники. Активно вводила платье в свой гардероб молодежь, более восприимчивая к новшествам. Например, в Бурлинской вол. на Алтае кроме русских сарафанов "многие девки носили платья, в покрое коих следовали моде, заимствуясь от благородного сословия"[177]. Наблюдаемое бытование рассматриваемого вида одежды у определенных имущественных и возрастных групп, подражание в фасонах другим социальным слоям подчеркивают общие характерные черты функционирования моды как стереотипной формы массового поведения. Модным считается то, что усваивается только лишь частью в группе Хотя в первой половине XIX в. платье еще не получает широкого распространения, тем не менее за счет его включения в гардероб горничная одежда крестьянок становится разнообразнее по сравнению с XVIII в.
Итак, нами рассмотрена группа женской одежды, предназначенной для пребывания в помещении и использования в летний период времени. Состав ее соответствовал потребностям крестьянок в рабочем и праздничном костюме, отражал влияние социально-экономических и этнических факторов на развитие этого элемента материальной культуры в условиях западносибирского региона.
Перейдем к изучению тканевой и меховой группы верхней одежды. В описях имущества крестьян Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв. зипуны, армяки, шабуры, понитки не разделяются на мужские и женские в связи с тем, что эта одежда была одинаковой для обоих полов по покрою и материалу. В ненастную или прохладную погоду на Алтае и в Барабинской степи крестьянки надевали чаще всего пониток, в остальных районах Томской и в Тобольской губернии – шабур, или зипун. Особенность костюма русских крестьянок, проживающих на Алтае, состояла во включении в него в качестве верхней одежды штанов-чембаров. Их надевали только при верховой езде, для работы в лесу и зимой в дорогу. Сарафаны при этом заправляли в штаны, "под-чембаривались". Подчеркнем: у русских женщин в европейской части страны ношение штанов не практиковалось.
В 40-е гг. прошлого столетия в праздничный костюм богатых крестьянок Тобольского округа, где городское влияние оказывалось более сильным, проникают фабричные плащи. Переселенцы называли их монтонами[178].
Зимней повседневной одеждой западносибирских крестьянок на протяжении полутора столетий были овчинные некрытые шубы и полушубки, тулупы, такие же, как и у мужчин. Различия в будни между женщинами богатого и бедного состояния не наблюдалось[179].
Большим разнообразием отличались женские головные уборы, распространенные на территории Западной Сибири в конце XVIII – XIX вв. Как известно, женские головные уборы имели не столько утилитарное значение, сколько отражали определенные общественные градации в положении женщины.
Западносибирские девушки по общерусской традиции до замужества ходили с непокрытой головой. В обычные дни вплетали в косу разноцветные шелковые ленточки[180]. Нарядным девичьим убором в Западной Сибири считалась "лента", известная в Европейской России уже в XVII в. и, вероятно, получившая распространение на зауральской территории со времени переселения сюда крестьян.
Популярные материалы:
Из истории Масленицы
С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных п ...
Значение присоединения Башкортостана к России
Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел ...
Понт аксинский и понт эвксинский
Давно это было. Так давно, что даже счёт времени шёл в обратную сторону. Жило в Тавриде гордое и миролюбивое племя горцев. Жили тихо и мирно. Ни на кого не нападали, и на них никто не нападал. Возделывали землю и растили детей. Умные руки ...