Сущность язычества
Выделяют несколько групп языческих божеств, к каждым из которых обращались в определенных случаях.
Человек и природа
Богами, отражающими взаимоотношение человека и природы являлись те, к которым обращались в процессе ведения хозяйства: Велес – бог скотоводства), Макошь – богиня плодородия, мать урожая, Леший, Моховой, Клетник, Хлевник, Домовой, Полевик, Пущевик и многие другие.
Человек и космос
Боги, которые отражали взаимоотношения человека с космосом: Белбог – управляет небесами, Зимцерла – богиня рассвета, Перун – бог грозы и молнии, Немиза – бог воздуха, Зорька, Денница, Вечерка – явления природы.
Отношения внутри рода
Боги, регулирующие взаимоотношения внутри рода, большую часть которых составляли те, к которым обращались по вопросам брака, любви, деторождения (Лада, Прикипала, Берегиня).
Злые боги
Существовало очень много божеств, которые олицетворяли все то, что вредит человеку, представляет для него опасность (Смерть, злыдни, черти, Баба-яга, Кощей).
Мифические символы
Они существовали как пример идеального прошлого, или как способ одновременно решить неразрешимые проблемы (меч-кладенец, рыба-кит, разрыв-трава).
Заимствованные
Божества, которые были взяты у соседей или существовавшие с давних времен и просто передаваемые от поколения к поколению (сестра античной Медузы – Горгония, население неведомых стран – Амазоны и диви, волшебные птицы – Сирин, Финист).
Общее число славянских верований известно не менее 400 названий и имен. Среди множества богов выделялись в особенности три бога: Триглав-Сварог – бог богов, «старший бог Рода божьего и Роду всему – вечно бьющий родник», Перун – громовержец, бог «битв и борьбы» и Свентовит (Велес) – бог света. Но множественность верований и привязанность к природе не способствовали выработке общих духовных и нравственных ориентиров. Большую роль в жизни племен играло жречество (ведуны, кудесники – выполняли их функции). Основную власть имели волхвы, обладающие правом ритуального убийства женщин и мужчин. Языческие храмы (капища) были пышными и наполнены идолами.
Славяне также приносили жертвы упырям (сосущим кровь мертвецам, олицетворявшим зло) и берегиням (светлым крылатым девам, несущим весну и плодородие, добро). Человек поклонялся и тем и другим с целью оградить себя от неприятностей и получить удовольствие.
«В начале первого тысячелетия до нашей эры в мировосприятии предков славян совершились резкие перемены».[3] Возникли два новых типа погребений: в позе спокойно спящего человека, который обрел вечный покой и не превращается в иное живое существо, либо сжигали трупы на больших погребальных кострах.
Уже в глубокой древности отношения человека к природе существенно изменялись в связи с переменами в трудовой деятельности, общественным разделение труда, переходом от охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего хозяйства к производящему. Если первобытный охотник в борьбе с животным миром в значительной мере был обязан самому себе, своей ловкости, отваге и выносливости, то земледелец находился в зависимости от природы и неба, солнца, дождя.
На рубеже каменного века рождались представления о всемогущих, грозных и капризных божествах неба, от воли которых зависела жизнь земледельцев.
В наши дни очень хорошо сохранилось суеверие. Оно является неполной верой, так как принимает за реальность существование магических, таинственных сил. Его проявляют в ношении амулетов, татуировках. Также сохранилась демонология (вера в лешего, домового, водяного и т.д.), вера в различных злых духов – кикимору, черта.
Популярные материалы:
Тульские фабриканты
В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Канырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие. Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году.
К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследн ...
Происхождение слова «Кама»
Во многих языках мира есть слово «Кама». Для каждого народа оно несет свое значение. Доподлинно известно, что «Кама» – слово нерусское. Попробуем проанализировать разные точки зрения на происхождение данного слова и связь с названием круп ...
Историко-этнографический музей «Чолкой»
Не хлебом единым жив человек – это характерно во все времена для разных поколений, именно культура, образования способны влиять на экологию души, на которую интенсивно влияют, как социальные так и экономические условия нашего времени. Име ...