Виды инструментальной музыки долган
"
В отечественной этноорганолии инструменты классифицируются по системе Э. Хорнбостеля и К. Закса. В её основе лежат два критерия - что выступает источником звука и каковы способы звукоизвлечения. Поэтому по первому принципу все инструменты делятся на следующие группы: самозвучащие, духовые, струнные и мембранные" (5. c.259).
К самозвучащим относятся ударные, щипковые, фрикционные и воздушные инструменты. К этой группе из долганской инструментальной музыки можно отнести хомус-баргаан, так как данный вид представляет с собой щипкового типа инструмента. Далее, к духовой группе относятся свистковые, язычковые и мундштучные типы инструментов. Долганские иьиирэр - свисток из тальника или шалмей из гусиного пера, аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - вихревой аэрофон, входят в состав вышеупомянутой группы. К струнным относятся щипковые, фрикционные, ударные и из долганских инструментов к ним можно присоединить некоторые фоноинструменты. Мембранная группа имеет ударных и фрикционных типов и в инструментальной музыке долган, бубен дунгур более подходит к данной группе, так как по способу звукоизвлечения относится к ударным.
Звуковые инструменты, то есть "фоноинструменты долган также отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику музыкально-художественной избирательности. Хозяйственные и обрядовые фоноинструменты составляют большую часть: каангалда - ботало на рогах оленя (изготавливали из деревянной пластины или жестяной банки); купулаан - ботало-колокол на шее упряжного оленя, отпугивающий волка; кобо - шаровые погремушки-бубенчики, используемые в оленеводстве, на праздничной одежде детей и женщин, в шаманском облачении (уостаак кобо - трубоконусные подвески, каагыр кобо - металлические шары на оленях); чуораан - колокольчики на детской колыбели и одежде; тингкинэс или кингкилээн - звуковые украшения-подвески на одежде; кыыьаан - шаманские подвески-погремушки, символизирующие кости и перья шамана; ситим - шаманский ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания; дунгур - бубен шамана якутского типа. Музыкальные инструменты и звуковые игрушки составляют единую группу и слабо-дифференцированы: баргаан - дуговой варган; унгуох баргаан - пластинчатый костяной варган; иьиирэр - а) свисток из тальника, б) шалмей из гусиного пера (оба могут употребляться и как охотничьи манки); аланга (ох) - лук, который может использоваться как музыкальная игрушка и тимэк - "пуговица", употребляемая в качестве вихревого аэрофона (4. c.86).
"Дуговой варган имеет форму изогнутого стержня, на котором закреплен язычок-вибратор. Дуговой варган изготавливается только из металла и имеет в Сибири два структурных варианта" (3. c.130). У народа саха и долган, бубен, как указано выше, называется дунгурем. Такой вид бубна относится к центральносибирскому типу. Данный тип "начал формироваться в обрядовой практике тунгусов (эвенков и эвенов) и приобрел окончательную форму под влиянием самодийцев и Саха. Он может быть представлен двумя типами - восточным и западным.
Популярные материалы:
Костромская область в XIV-XVI вв.
В XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В это время Кострома была уже довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представле ...
Пища
В питании англичан существует национальная специфика. Диккенс в своем произведении "Большие надежды" ярко описывает английскую кухню. Диккенс показывает различия в питании буржуазии и средних классов английского общества от прос ...
Ростовский Кремль
В XVII веке Ростовская метрополия была почти так же богата, как и Московская, благодаря производству и продаже соли. Именно на этом промысле митрополит ростовский Иона Сысоевич скопил немалый капитал и смог полностью обновить свою резиден ...