«Мертвая» дорога
"Могущество России, Сибирью прирастать будет" Так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги.
Так возникли две стройки, шедшие навстречу друг другу: Полвека назад, в 1948-м, тогдашним советским руководством было принято "историческое решение" о строительстве трансполярной магистрали -- железной дороги Чум -- Салехард -- Игарка. Понятно, какими причинами оно было вызвано: надо было связать глубоководный морской порт в географическом центре страны, в Игарке, с ж.-д. системой СССР; надо было облегчить вывоз никеля из Норильска и дать работу сотням тысяч заключенных, переполнивших лагеря и тюрьмы. И вот по безлюдным просторам тундры, от Оби и Енисея, потянулись навстречу друг другу колонны заключенных. Западная часть дороги стала 501-й стройкой ГУЛАГа, восточная -- 503-й.
Участок строительства протяженностью 700 км от Салехарда до реки Пур на территории Тюменской области осуществляло стройуправление № 501 МВД СССР, а участок р.Пур-Ермаково-Игарка (600 км.) — стройуправление № 503. Число строителей составляло до 100 тысяч человек, в основном это были заключенные.
Дорога строилась однопутной, с разъездами через 10--15 км. Мосты через Обь и Енисей не возводись. Летом их должны были заменять паромы, зимой -- "льдянка", ж.-д. путь, прокладываемый прямо по льду. "Льдянку" через Обь сооружали несколько зим (до 1953 г.), причем лед специально укрепляли -- вмораживали бревна, шпалы, поливали водой. Через остальные, более мелкие реки и ручьи строились мосты, преимущественно деревянные. В стране, разоренной войной, не хватало рельсов. Поэтому на трансполярной использовали рельсы, уже отслужившие свой век на других дорогах. Немецкие, чехословацкие, американские (из штата Иллинойс — видимо, по ленд-лизу) и царские (аж 1907 года!). Здесь явно было не до стандартов. Поэтому и накладки — стыковые скрепления между рельсов — по большей части делались из лиственницы, ели, кедра .Даты на рельсах -- 1937 . 1916 . 1904 . 1892 год. Большая часть -- так называемой Демидовской стали начала века.
За невиданно короткий срок было уложено более 900 км стального полотна. Казалось, недалек тот день, когда две ветви дороги -- 501-я и 503-я стройки -- соединятся. Ждали памятного "Золотого звена". Но.сразу после смерти Сталина, в 1953 году, "стройка века" была прекращена, лагеря расформированы, а уже готовые участки дороги просто списаны за ненадобностью. Почти тысяча километров пути между Обью и Енисеем, мосты, разъезды, паровозы и лагерные поселки остались брошенными в тундре. А ведь при строительстве дороги погибло более 300 тысяч человек -- по одному на каждые три метра пути.
Дальнейшая судьба участков дороги оказалась различной. Головной участок, 200-километровая ветка Чум -- Лабытнанги, действует и сейчас. Архаичные семафоры и деревянные мосты этого участка знакомы всякому, кто бывал на Полярном Урале. Кстати, и "зона" на ст. Харп тоже существует поныне.
С 1952 года размах работ на дороге Салехард-Игарка стал постепенно сокращаться. Людей, технику, материалы теперь направляли на другие, более необходимые стране объекты. В марте 1953 года, после смерти И.В.Сталина, была объявлена амнистия, и основная масса заключенных освободилась. Строить дорогу стало некому. 25 марта 1953 года правительство приняло решение о приостановке строительства и консервации железной дороги.
Популярные материалы:
Структурализм
Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, и поэтому первая его форма получила название структурного функционализма. Как уже было отмечено, основоположником нового направления в этнологии стал английский ученый Альфред Р ...
Обряды
Свадебные
С момента возникновения русских селений, свадьба бала главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родите ...
Культура Индии
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.В современной Индии с ...