Заключение

Страница 1

В заключении

автор пришел к следующим выводам. В XIX в. основную массу населения Ставрополья составляли государственные крестьяне, являвшиеся податным сословием, были лично свободными и не зависели от прихоти хозяина. Это давало им больше возможностей для решения вопросов в социальной сфере. Структура управления государственных крестьян довольно чётко была отработана по реформе А. Киселёва в конце 30-х годов XIX века. Было создано министерство государственных имуществ, в гу­берниях - палаты, в округах - окружные управления государственных имуществ. На местах было учреждено самоуправление на уровне во­лости, сельского общества. Система местного крестьянского управления, в течение двух десятилетий прошедшая апробацию, легла в основу сельского само­управления по крестьянской реформе 19 февраля 1861 года.

Крестьянская община была основной самоуправляющейся единицей как административного, хозяйственного, так и социального устройства на Ставрополье. В губернии, с преобладанием свободного крестьянского населения, было 122 самостоятельных сельских общества. Община, в лице своего высшего органа - схода и должностных лиц, решала все основные вопросы жизни села.

Местное самоуправление занималось вопросами социальной жизни населения. Сельские общества, по решению сходов, на собственные средства открывали начальные училища, обеспечивая их помещениями и всем необходимым. Городские думы занимались развитием просвещения в городах. При этом правительство значительную часть расходов на содержание учебных заведений возлагало на сельское и городское общественное управление, которые в свою очередь вынуждены были для этих целей увеличивать общественные платежи.

Благодаря деятельности местных органов самоуправления в губернии наблюдался рост сети фельдшерских волостных пунктов, больниц. Все это благотворно отразилось на развитии и качестве медицины.

Общественное призрение было поставлено под контроль государственной власти. Это способствовало развитию слаженной и четкой системы помощи больным, раненым и неимущим слоям населения, особенно в военное время. Во второй половине XIX века на Ставрополье вся деятельность по призрению была сосредоточена в Приказе общественного призрения. Основным его недостатком было практически отсутствие его представительств в уездах губернии. Это приводило к тому, что основная деятельность приказа была сосредоточена в городах.

Важным шагом для решения социальных вопросов имело введение земства. 9 июня 1912 года был издан закон о распространении на Ставропольскую губернию положения о земских учреждениях. Земство на Ставрополье было введено в 1913 году. Ему были переданы все капиталы, предназначавшиеся на развитие просвещения, здравоохранения, призрения. В мирных условиях земству пришлось работать всего год.

Ставропольское земство, стремясь быстрее выйти на уровень развития социальной сферы в старых земствах, которые достигли этого в течение десятилетий, наметили широкую про­грамму преобразований в социальной сфере. Поскольку для этого были необходимы огромные средства, то земство пошло по пути резкого увеличения земских сборов, которые за год возросли в 4-6 раз в зависимости от уезда. Это вызвало сопротивление населе­ния, особенно крестьянства. Многие сельские общества, особенно Благодаринского, Медвеженского и Ставропольского уездов, протестовали против новых сбо­ров, а затем стали уклоняться от их уплаты. Это приводило к конфронтации между земством и крестьянством.

В результате начавшейся Первой мировой войны перед общественными учреждениями, организациями местного управления встали задачи, требующие скорейшего разрешения и немедленного приведения их в исполнение. Прежде всего, это оказание помощи семьям призванных воинов, а также облегчения положения раненых, путем организации санитарных отрядов, устройства лазаретов и госпиталей.

Проблемы взаимоотношений населения с местным са­моуправлением день ото дня обострялись, положение становилось с каждым месяцем все сложнее в условиях войны. Связано это было, прежде всего, с тем, что местное городское и земское самоуправления находились на самом острие экономического кризиса, проявлявшегося, прежде всего в безу­держном росте цен, который особенно ощутимо почувствовали на себе неимущие слои населения. В стране нарастал дефицит товаров широ­кого потребления, а промышленность, не справляясь с военными зака­зами, все уменьшала их выпуск из-за остановки предприятий, которые вынуждены были это делать в связи с нехваткой сырья, неудовлетвори­тельной работой транспорта, неспособностью властей организовать производство даже самого необходимого. В то же время война явилась для земского и городского самоуправ­лений и тяжелейшим испытанием. Им пришлось нести немало новых дополнительных расходов на содержание госпиталей, оказание помощи семьям мобилизованных, инвалидам, беженцам и т.д. Все это тре­бовало огромных средств, которых у них не было. Оставался один главный путь их изыскания — увеличение окладного обложения, что вызы­вало недовольство населения, которое отказывалось их вносить, в связи, с чем росли недоимки, ведущие земство к финансовому банкротству. Земства и городские думы могли бы сделать значительно больше, если бы они располагали необходимыми финансовыми возможностями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Послевоенное развитие Кузбасса
С окончанием Великой Отечественной Войны возникла необходимость перестраивать всю жизнь на мирный лад и в первую очередь это касалось реорганизации военного производства. Народнохозяйственный план четвертой пятилетки предусматривал рост п ...

XIX-XX века в истории Одессы
В 1815 году градоначальником Одессы стал граф Ланжерон, при котором Одесса получила статус порто-франко, которым пользовалась в 1817-1859 годах, т.е. была свободной экономической зоной, где допускались беспошлинные продажа и хранение инос ...

Фашистский оккупационный режим на белорусской земле
Захватив территорию Беларуси, гитлеровцы ликвидировали государственную самостоятельность Белорусского народа и территориальную целостность республики. -территория Витебской, Могилевской, большая часть Гомельской, восточные районы Минской ...