Развитие этнологии в Германии
В Германии в конце XVIIIв. Сформировалось научное направление, ставившее целью изучение неевропейских народов и культур [4, с. 15].
Наука о народах возникла в Германии и первоначально подразделялась на этнологию /Völkerkunde/, народоведение /Volkskunde/ и этнографию. До недавнего времени этнология изучала жизнь «естественных» /первобытных/ народов, народоведение занималось бытом немецких стран и областей, а этнография собирала материальные свидетельства прошедших времен. Толчком к интенсивному развитию этнологии первоначально послужила колониальная деятельность метрополий. Полтора века кардинально изменили мир, но эта наука продолжает существовать, несмотря на постоянные дискуссии о ней. Многочисленные направления и школы внутри этнологии, опровергающие друг друга, лишь подчеркивают необходимость точного определения её предмета и методов.
Термин Völkerkunde появился на страницах гамбургского журнала «Путешественник» в 1782г [7]. Примерно с середины XIX в. понятия «Völkerkunde» и «этнология» рассматривались как равнозначные — они обозначали монографическую и сравнительную науку о человеческих культурах. Синонимическое тождество понятий «этнология» и «Völkerkunde» в немецкой науке сохраняется и сейчас [3, с. 6]. До этого велось накопление этнографического материала и уточнялись исторические понятия. В первой половине XIX века появились работы, в которых ставились теоретические проблемы этнологии [7].
Нельзя не отметить, что Германия была классической страной Романтизма. В эпоху, когда разочарование в буржуазных преобразованиях и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получают всеевропейское значение и оказывают сильнейшее воздействие на общественную мысль, эстетику, литературу, искусство других стран. Однако в конкретных национально-исторических условиях каждой страны идеи немецких романтиков нередко получают специфическую интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный смысл.
Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга).
Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы [8].
Популярные материалы:
Короленко в Нижнем Новгороде
Нижний Новгород дал мне радушный
прием долгих скитаний, и те дружеские
связи, которые у меня завязались в
этом периоде, заставляют меня
вспомнить о нём, как о второй родине.
(В.Г. Короленко.)
Первый раз он оказался в нижегородском к ...
История заселения территории Одессы
На территории современной Одессы первые античные поселения появились еще в V-III веках до н.э. в связи с необходимостью каботажного плавания по Черному морю, которое древние греки называли Понт Евксинский – «гостеприимное море». На окрест ...
Состав народонаселения
Обычно мы употребляем слово народонаселение (более упрощенно - население) для обозначения совокупности людей, проживающих в границах определенного политического объединения. Например, мы говорим о населении стран, штатов, округов и городо ...