Развитие этнологии в Германии
В Германии в конце XVIIIв. Сформировалось научное направление, ставившее целью изучение неевропейских народов и культур [4, с. 15].
Наука о народах возникла в Германии и первоначально подразделялась на этнологию /Völkerkunde/, народоведение /Volkskunde/ и этнографию. До недавнего времени этнология изучала жизнь «естественных» /первобытных/ народов, народоведение занималось бытом немецких стран и областей, а этнография собирала материальные свидетельства прошедших времен. Толчком к интенсивному развитию этнологии первоначально послужила колониальная деятельность метрополий. Полтора века кардинально изменили мир, но эта наука продолжает существовать, несмотря на постоянные дискуссии о ней. Многочисленные направления и школы внутри этнологии, опровергающие друг друга, лишь подчеркивают необходимость точного определения её предмета и методов.
Термин Völkerkunde появился на страницах гамбургского журнала «Путешественник» в 1782г [7]. Примерно с середины XIX в. понятия «Völkerkunde» и «этнология» рассматривались как равнозначные — они обозначали монографическую и сравнительную науку о человеческих культурах. Синонимическое тождество понятий «этнология» и «Völkerkunde» в немецкой науке сохраняется и сейчас [3, с. 6]. До этого велось накопление этнографического материала и уточнялись исторические понятия. В первой половине XIX века появились работы, в которых ставились теоретические проблемы этнологии [7].
Нельзя не отметить, что Германия была классической страной Романтизма. В эпоху, когда разочарование в буржуазных преобразованиях и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получают всеевропейское значение и оказывают сильнейшее воздействие на общественную мысль, эстетику, литературу, искусство других стран. Однако в конкретных национально-исторических условиях каждой страны идеи немецких романтиков нередко получают специфическую интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный смысл.
Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга).
Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы [8].
Популярные материалы:
Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная
единица
С 17–20 вв. исследователи при изучении истории и культуры тюркоязычных народов обращают внимание на особую общественную организацию, которую называют сеок (соок-род, кость) и впервые упоминается в 1865 году.
Такое обилие сеоков, при чём ...
Посещение невестой кладбища
Если у просватанной девушки не было в живых отца или матери, то в первую очередь после рукобитья она навещала родную могилу. это было так называемое первое гостибище, после которого начиналось приглашение породы.
Утром мать будила девушк ...
Происхождение и история
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана.
Двухкомпонентность (сочетание культур тае ...