Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная единица

Материалы » Бачатские телеуты » Род и этнический состав бачатских телеутов как административная и общественная единица

Страница 1

С 17–20 вв. исследователи при изучении истории и культуры тюркоязычных народов обращают внимание на особую общественную организацию, которую называют сеок (соок-род, кость) и впервые упоминается в 1865 году.

Такое обилие сеоков, при чём одни и те же родовые наименования можно встретить у разных народов Центральной Азии и Южной и Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана. Вероятно, это можно объяснить сложной политической историей народов Южной Сибири – постоянные войны и распады военно-политических объединений.

Сеоки были экзогамными и основывались на отцовском счёте родства, хотя и не являясь реальными генеалогическими единицами, что было характерно для архаического рода. Им был свойственен родовой культ с почитанием священной родовой горы, в отношении которой женщины придерживались тех же запретов, что и в отношении мужских старших родственников мужа. Даже в местах нового жительства сеоки избирали ту или иную гору, которую считали своей священной горой. Избранные ими свободные угодья для промысла зверя в тайге также считались принадлежащими данному сеоку и чужеродцам охотиться здесь не давали. Во главе такого сеока был паштык т.е. старший в роде мужчина, а позднее – назначенный царской администрацией. Паштык решал как общие, так семейно-бытовые дела членов сеока, основываясь на обычном праве.

Основное отличие сеока от классического рода – отсутствие территориальной целостности и, отсюда, экономической жизни, часто имелись существенные различия в языке, культуре, религии и т.п. Это такие сеоки: Толос – у телеутов, алтайцев, киргизов, тувинцев, Тумат – у телеутов, алтайцев и киргизов, Кызай – у верхнемрасских шорцев, сагайцев и казахов племени найман в Синьцзане. Каковы же проблемы, связанные с изучением структуры и функций у бачатских телеутов. Если рассматривать структуру сеоков у бачатских телеутов, то она была достаточно близка к названным народам. Таким образом, основной единицей является сеок, который мог состоять из нескольких подсеоков, который телеуты могли называть соок и юрт, например, Меркит – Пий – Меркит, Кул – Меркит: Юты – Каон – Юты, Канду-Юты. Каждый подсеок состоял из определённого числа юрт, обозначенных особой фамилией. Несколько кезек (кезек-часть, кусок), например: Тытыкова – кезеки Айдар и Крачы, Накаева – Сенклер от имени Семен, Петкелер (Пётке-Пётр-сын Семёна Накаева). Структура сеока была подвижной. Процесс выделения новых сеоков, новых тол шёл постоянно, и всё же продолжали числить себя членами бывших юрт.

Например, тол (фамилия) каждому сеоку давалась по именам сынов и внуков Торгоя – Торгаевы, Чирин (сын Мамыта, внук Торгоя), Черины, Оской (сын Торгоя) и т.д. В 19 веке и сеок и тол утратили характерную черту.

Такая традиционная общественная и административная единица у телеутов как сеок была достаточно мобильной, гибкой и полифункциональной системой ещё в 18 веке (частично в 19 веке) и являлась основой. Однако в ходе сложения этнической общности «бачатские телеуты» роль сеока к началу 20 в. практически исчезла. В настоящее время лишь сохраняется память о былой родовой принадлежности у старшего поколения.

Радлов В.В., побывав на территории проживания бачатских телеутов, попытался определить их родовой состав 1861 году.

Позже в работах Фисаковой, Усмановой, Батьяновой появилось 5 сводов телеутских сеоков, позволившие выявить ряд ранее неизвестных генонимов и новых.

Так кого же считать телеутами? Суть этого вопросы кроется в выяснении реальной и этнической принадлежности, для этого надо обратить внимание на особенности этногенезе, языка, традиционной культуры населения инородных соседних волостей, управ и отдельных родов и родовых групп с бачатскими телеутами, как-то: Ашкыштымской волости, Тогульской осёдлой волости и др.

Страницы: 1 2 3

Популярные материалы:

История развития Давлекановского района
Изучение археологических памятников Давлекановского района началось лишь в 60-е годы XX века, хотя отдельные находки остатки керамической посуды, кости, были отмечены раньше. Наиболее ранние археологические памятники района относятся к э ...

Венев
Наболее ранним упоминанием Веневе (в,) относят к середине 90 годов 19 века. Венев-Никольская обитель, больше известная под названием Венев-монастырь, впервые упоминается в летописях нач. XV в. Здесь нашли успокоение заточенные в монастыр ...

Языковая (лингвистическая) классификация
Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках про ...